ГБО размещается в трёх отсеках автомобиля: моторном (редуктор-испаритель газа, электромагнитный газовый клапан, смеситель, электромагнитный бензиновый клапан), багажном и в салоне. Весит подобная конструкция 45-70кг.
В баллоне газ находится в сжиженном состоянии. Жидкость поступает под давлением в редуктор, где давление понижается до атмосферного, жидкость превращается в пар и поступает в смеситель. Поэтому редуктор является важнейшим элементом системы ГБО. В смесителе происходит смешивание газа и воздуха. На трубопроводе низкого давления находится вилка-тройник, которая соединяет редуктор и смеситель. Через неё газ подводится к обеим камерам карбюратора.
Существует два вида газового топлива:
·пропан
·метан.
Пропан является сжиженным нефтяным газом, а метан природным. Но из-за того, что метановые установки требуют повышенных мер безопасности, на легковые автомобили чаще ставят пропановое оборудование, а метан устанавливают на крупные машины.
Преимуществами газового оборудования являются его экологичность и экономичность. В выхлопе содержится в два раза меньше углекислого газа и вредных веществ. Считается, что на газе экономится до 50% денег. Также ГБО благоприятно влияет на работу двигателя и уменьшает износ цилиндро-поршневой группы деталей, карбюратор меньше загрязняется и снижается частота необходимости менять масло, так как газ его не разжижает. Октановое число газа ниже, что исключает детонацию. Газовая смесь не образует нагара на клапанах, свечах зажигания и поршнях. Хотя газ горит медленнее, благодаря этому снижаются нагрузки, и двигатель работает мягче.
Расход газа на автомобиле, оснащённом ГБО, на 10% выше по сравнению с бензином, но стоит газ дешевле. Ощутимая экономия наступает при больших пробегах. Но в идеале предполагается, что динамика расхода газа равна динамике расхода бензина. Однако при равномерном расходе стоит насторожиться, возможно, Вы используете машину на бедной смеси, а это может привести к прогоранию выпускных клапанов. В этом случае автомобиль лучше подвергнуть профессиональному осмотру.
Вопрос, от чего зависит расход газа на автомобиле с ГБО, интересует не так часто автолюбителей, нежели аналогичный вопрос о бензине. Однако знать такую информацию будет полезно во избежание перерасхода топлива. Газовое оборудование значительно чувствительнее к фильтру. Поэтому необходимо следить за его чистотой и менять чаще, иначе это чревато увеличением расхода газа. Известно, что при заводе двигателя в холодную погоду увеличивается расход бензина, однако всё-таки не стоит заводиться на газе, иначе могут испортиться резиновые части карбюратора.
Перерасхода газа на автомобиле с ГБО можно избежать, придерживаясь таких же инструкций, как и при желании уменьшить расход бензина. То есть надо, прежде всего, следить за исправностью автомобиля, не перегружать его, регулировать давление в колёсах, не включать без необходимости электроприборы, учитывать поток воздуха, ехать плавно, резко не нажимать на педаль газа. Также надо помнить, что снижение мощности двигателя тут же приводит к завышенному расходу топлива.
При установке ГБО система подачи бензина не демонтируется, и обе системы сосуществуют одновременно, позволяя автовладельцу решать некоторые проблемы. Но есть и недостатки. Установка современного газового оборудование достаточно дорогостоящее удовольствие, которое может обойтись Вам в 30 тыс. рублей. Возникнет необходимость проходить ТО и делать соответствующую запись в паспорте автомобиля. Газовая установка занимает место в багажнике и моторном отсеке. Воздушный фильтр придётся заменять гораздо чаще, так как незначительное загрязнение приведёт к перерасходу газа. Двигатель потеряет мощность на 10-15%.
Мифы про газ в авто.
Вокруг газа на автомобиле очень много мифов. Один из них касается клапанов. Считается, что они прогорают. Но это происходит, как правило, не из-за самой установки, а из-за неправильной настройки её работы.
Также некоторые автовладельцы думают, что при установке системы ГБО есть риск взрыва или пожара. На самом деле, всё наоборот. Газу необходим больший объём, чем бензину, чтобы при контакте с воздухом загореться.
Для того, чтобы не произошло инцидентов и для нормальной работы деталей машины, в том числе и двигателя, необходимо не экономить и ставить качественное оборудование. Пусть оно будет дороже, зато достаточно быстро окупится. Иначе сэкономленные при установке деньги придётся нести в автосервис за замену неисправных частей машины.
После установки системы нельзя забывать об её правильной эксплуатации.
Расход газа можно наблюдать при помощи шкалы, установленной на баллоне, которая показывает уровень сжиженного газа. Рекомендуется для точности определять уровень газа по спидометру, учитывая расход на каждые 100км.
Переводить автомобиль на газ целесообразно, если он эксплуатируется очень часто на большие расстояния и с большим грузом. Каких-то серьёзных ограничений на установку ГБО нет. Препятствием может стать лишь отсутствие места в багажном отделении.
В наше время некоторые крупные производители (Ford, Opel, Mercedes-Benz, Volvo, Honda и др. ) сразу на заводе оснащают свои автомобили и системой подачи бензина и газобаллонным оборудованием.