Амортизатор для автомобиля не только средство обеспечения комфорта, но ещё и средство безопасности, так как от работы этих частей зависит сцепление колеса с дорогой, а значит, и управляемость автомобиля. В подвеске автомобиля существуют элементы, призванные смягчать удары и толчки. Во-первых, удар может смягчить шина, во-вторых, если ввести в подвеску пружину, то время колебательного процесса увеличится, что приведёт к затруднению управления автомобилем. Для того, чтобы избежать этого, применяются амортизаторы, которые берут на себя контроль над пружиной и поглощают колебательную энергию.
Амортизаторы для автомобиля бывают нескольких видов. Классическими считаются гидравлические двухтрубные, состоящие из двух цилиндров. Мы рассмотрим газовые амортизаторы, являющиеся однотрубными. Устройство газовых амортизаторов отличается от их собратьев гидравлических не только количеством резервуаров, но и веществом, используемым для компенсации динамических нагрузок. В газовых амортизаторах используется воздух или газ, хотя в промышленности не используются в чистом виде газовые, скорее такое определение подойдёт к амортизаторам с газонаполненными камерами подпора.
При повышении давления газа амортизатор начинает быстрее реагировать на нагрузку. Газ перепускается из одной камеры в другую, затрудняя возвратно-поступательное движение штока.
Газовые амортизаторы обладают некоторыми преимуществами: исключено выдавливание масла из поршня при нарушении герметичности плавающего поршня, вследствие чего, он может погнуться. Также при повышенной температуре масла демпфирующие свойства уменьшаются. Но, с другой стороны, газовые амортизаторы более жёстки, что сказывается на уровне комфорта, поэтому газовые амортизаторы предпочитают устанавливать гонщики и те, кто привык себя чувствовать хозяином дороги.
Важна качественная установка амортизаторов, так как от этого зависит их срок службы (в среднем 3-4 года). Также необходимо следить за состоянием подвески и стилем вождения. Замена амортизаторов необходима, если увеличился тормозной путь, снизилась безопасная скорость вхождения в поворот и уменьшилась скорость при аквапланировании в дождливую погоду. Диагностику амортизаторов рекомендуется проводить через каждые 20 тыс. км пробега.
Меняются газовые амортизаторы попарно. Если будет произведена замена только одного, то это приведёт к различной реакции правой и левой сторон автомобиля на дорожное покрытие, что снижает безопасность и управляемость. Для того, чтобы состоялась правильная установка газовых амортизаторов необходимо, в первую очередь, ознакомиться с паспортом автомобиля и руководством по его ремонту. Затем надо произвести очистку низа машины, то есть места, куда будут ставиться амортизаторы. Надо изучить положение старых газовых амортизаторов и померить положение комплектующих. Далее немного ослабить центральную гайку на верху штока перед демонтированием стойки. Так как шарниры подвески или тормозные трубы могут оказаться повреждёнными, то лучше снимать одну стойку или один амортизатор. После разборки стойки следует прочистить внутренность резервуара от грязи. Перед самой установкой газовых амортизаторов необходимо убедиться в отсутствии масла, антифриза и пр. в резервуаре. Осмотр комплектующих, подлежащих обратной монтировке, обязателен. Следите за целостностью деталей, повреждённые части надо заменить. При установке сварного патрона не должно быть ощутимого сопротивления, так как это сигнал о деформации резервуара. Обычно она возникает на уровне сварного шва чашки пружины. При сопротивлении надо увеличить отверстие резервуара для того, чтобы можно было произвести сборку. До установки верхней стойки амортизатора и до момента, пока автомобиль не встанет на колёса, не надо закручивать гайку штока крепления полностью. После того, как машина встала на колёса следует покачать её вверх-вниз, а затем затянуть динамометрическим ключом шарниры и втулки амортизатора. По завершении работы проверьте трение в подвеске: поднимите заднюю или переднюю часть автомобиля и дайте самопроизвольно опуститься, при этом зафиксировав расстояние от земли до любой точки бампера. Затем надавите на кузов и также отпустите и произведите замер снова. Разница между этими показателями не должна превышать 1, 5 см, если же она больше, то придётся искать причину высокого трения в подвеске.
Установка амортизаторов.
Чтобы произошла правильная установка, перед ней необходима диагностика частей подвески, которые подвержены наибольшему износу, и замена вышедших из строя. По причине горизонтальной транспортировки масло в амортизаторах перераспределяется между внешним и внутренним цилиндрами, образовывая газовую подушку, которая ведёт в возникновению посторонних звуков. Во избежание этого надо «прокачать» амортизаторы. Для этого амортизатор переворачивается штоком вниз и находится в таком положении 3-5 секунд, затем надо сжать амортизатор и снова подождать 3-5 секунд. Находящийся в сжатом состоянии амортизатор перевернуть в рабочее положение и выждать 3-5 секунд. Потом надо дать штоку выйти, слегка задерживая его рукой. Эти действия необходимо повторить для газовых амортизаторов 4-5 раз. После прокачки следите, чтобы амортизатор был в вертикальном положении до установки. Для удержания штока от поворачивания необходимо использовать специальный инструмент, но не в коем случае не плоскогубцы или газовый ключ. Желательно после замены каждой амортизационной вставки менять охлаждающее масло стойки, потому что при рабочем состоянии амортизатора образуется конденсат. А зимой вода замерзает, сдавливая вставку в нижней части стойки, что выводит амортизатор из строя.
Амортизаторы лучше всего менять на родные, хотя существуют каталоги взаимозаменяемости, где можно подобрать подходящее изделие от иного производителя. Иногда, чтобы сэкономить, автолюбители пытаются приспособить на свой автомобиль амортизаторы, которые подходят по размеру, или же подогнать их, путём отрезания или надставки. Такие действия всё-таки производить не стоит, так как при этом демпфирующие свойства не совпадут, что чревато снижению безопасности и ухудшению управляемости.