Согласно требованиям комиссии, работающей со странами, которые вступили в Евросоюз, тормозное управление грузового автомобиля должно состоять из следующих элементов:
1. Рабочая или основная тормозная система, которая сможет обеспечить торможение автомобиля не менее чем 6 метров в секунду, при скорости движущегося транспорта в 90 километров в час и при усилии давления на тормозную педаль не менее чем в 55 килограмм.
2. Аварийная или вспомогательная тормозная система, которая сможет обеспечить торможение в 3 метра в секунду.
3. Ручная или стояночная тормозная система, которая также может быть совместной со вспомогательной тормозной системой грузового автомобиля.
Стоит также сказать о том, что, не смотря на то, что Российская Федерация не вступала в Евросоюз, Россия все-таки соблюдает эти требования безопасности для грузового автомобиля. Поскольку это соответствует элементарным требованиям логики.
На современные грузовые автомобили устанавливается основная тормозная система, которая состоит из нескольких тормозных механизмов и тормозного гидроуправления (гидропривода). Тормозной привод грузового автомобиля должен состоять из: регулятора (механизм, который следит за давлением в различных тормозных механизмах), главного тормозного цилиндра (может быть с вакуумным усилителем или же без него) и из турбопривода, который может иметь диаметр (в зависимости от модели грузового автомобиля и от его непосредственного назначения) от 5 до 9 миллиметра (также турбопривод называют рабочим контуром). Именно рабочий контур тормозной системы грузового автомобиля и является тем устройством, которое и объединяет в единую и неделимую систему всю тормозную систему автомобиля.
Регулятор же предназначен для того, чтобы уменьшать уровень давления в приводе задних колес. Таким образом, во время торможения большегрузного автомобиля создается опрокидывающий продольный момент. Если же конструкция автомобиля подразумевает наличие мягкой подвески впереди, то кабина в таком случае может просто просесть. Поэтому, даже в том случае, если торможение автомобиля будет резким или же вообще экстремальным, могут быть заблокированы задние колеса автомобиля, что может привести к заносу автомобиля и возникновению аварийной ситуации. Именно для того, чтобы этого не произошло и предусмотрено наличие такого регулятора, который будет уменьшать давление в заднем приводе, что не даст заблокироваться колесам во время резкого торможения.
Вообще правильнее будет называть все механизмы, которые имеют отношение к тормозной системе грузового автомобиля, колодочными. При этом эти механизмы можно разделить на колодочно – барабанные и колодочно – дисковые.
Тормозной суппорт грузового автомобиля также должен иметь специфическое строение, это необходимо для того, чтобы сохранялся необходимый уровень безопасности во время торможения большегрузного автомобиля. Если на автомобиле установлены дисковые тормоза, то суппорт может быть неподвижен или же подвижен в зависимости от конструкции автомобиля. Наибольшую популярность и наиболее удобную техническую эксплуатацию имеют автомобили, на которых установлен подвижный тормозной суппорт. Основным преимуществом такого суппорта является то, что их использование просто исключает неравномерное изнашивание тормозных колодок. Также стоит отметить, что подвижный тормозной суппорт обеспечивает изменение расстояния между колесным и внешним габаритом этого колесного диска. Если же на автомобиль не установлено штатное колесо, то возможны различные механические повреждения, связанные с тем, что тормозной суппорт будет задеваться различными механизмами. Чтобы колодки самостоятельно доводились до необходимого уровня, достигается при помощи манжетного поршня. Это наиболее простой способ, хотя существуют и другие, более сложные способы для того, чтобы довести суппорт грузового автомобиля до установленного уровня.
Если говорить о конструктивных способностях того или иного вида дисков, то в этом плане наиболее эффективными можно считать дисковые тормоза. Поскольку такие тормозные системы могут выдерживать трение большего уровня без ущерба для технического состояния автомобиля и его тормозной системы, а также потому, что такие диски могут работать при более высоких уровнях температур. Для того, чтобы тепло наиболее эффективно отводилось от тормозных колодок автомобиля, используются специальные вентилируемые колесные диски. Также можно, например, принудительно увеличить толщину вентилируемого диска, в таком случае появляется дополнительное ребро жесткости, при котором происходит охлаждение диска. А при возникновении центробежной силы, которая возникает всякий раз при движении автомобиля, перегрев тормозных суппортов не будет происходить. Для грузовых автомобилей эта функция особенно необходима, особенно, если передвижение часто происходит по труднопроходимым дорогам, на которых постоянно необходимо проводить краткие торможения. Для того же, чтобы тормозная жидкость в тормозной системе автомобиля не перегревалась и не закипала, применяются специальные пустотелые поршни и накладки, которые изготовлены из термостойких материалов и устанавливаются специально на тормозные колодки грузового автомобиля.