Обычно это происходит в ситуации, когда срочно надо куда-то попасть, и тут, в самом центре плотного потока автомобилей, стрелка указателя температуры двигателя быстро поднимается выше отметки, которая отмечает верхнюю границу нормальной температуры. И нужно срочно, не теряя ни минуты и игнорируя возмущенные гудки окружающих машин, выбираться из потока и съезжать на обочину, не дожидаясь, пока стрелка на циферблате зайдет в красную зону, что означает, что охлаждающая жидкость в системе двигателя уже закипела. И это – не излишние предосторожности, ведь система охлаждения автомобиля, защищающая его от перегрева, не только определяет, как работает двигатель, но и серьезно влияет на состояние автомобиля в целом. Ведь даже не слишком сильный, на первый взгляд, перегрев может закончиться такой «неприятностью», как капитальный ремонт двигателя.
Подавляющее большинство современных автомашин имеет двигатели жидкостного охлаждения, и радиатор у них – деталь обязательная. Причем их, как правило, как минимум два (а нередко их бывает и больше) – один для охлаждения двигателя, а второй для отопителя – «печки».
Для того, чтобы двигатель Вашего автомобиля перегрелся, достаточно, как правило, одной из трех причин. Первая, и самая безобидная из них – это «подклинивание» термостата. Проверить это можно следующим образом: если из отопителя идет горячий воздух, а радиатор остается холодным, то значит, что термостат пора менять.
Недостаток охлаждающей жидкости
Куда более серьезным является недостаток охлаждающей жидкости. Диагностируется он так: при еще теплом (но не горячем! ) двигателе нужно открыть пробку радиатора и проверить уровень «Тосола». Он обязан быть лишь чуть-чуть ниже заливной горловины. Если же он плещется где-то ниже – это уже повод для серьезного беспокойства. Недостаток охлаждающей жидкости возникает по нескольким различным причинам, наиболее частая среди них - это течи в системе охлаждения. Другая причина может заключаться в том, что «Тосол» вытесняют либо выхлопные газы при пробитой головке блока цилиндров, либо пар, образующийся в той же головке блока цилиндров из-за закипания «Тосола». Здесь причина - слабая циркуляция охлаждающей жидкости. И последняя, но отнюдь не менее важная причина - завоздушивание автомобильного радиатора из-за подсасываемого воздуха.
Причин, из-за которых происходит завоздушивание радиатора системы охлаждения, не так много. Чаще всего это – отсутствие необходимой герметичности в магистралях, подводящих жидкость к помпе. Причем, если при остановке двигателя можно увидеть течь – это еще полбеды: по крайней мере, и причина понятна, и процесс поиска места фильтрации не так уже и сложен. Гораздо хуже, если воздух подсасывается откуда-нибудь сверху, ну, скажем, воздушный пузырь «прячется» в печке, которая расположена выше заливной горловины. И еще хуже (хотя, казалось бы, куда уж еще…), когда небольшой кусок некстати оторвавшейся откуда-нибудь резинки после остановки двигателя закрывает собой место подсоса, действуя, как классический обратный клапан.
Удалить завоздушивание.
С проблемой - как удалить завоздушивание автомобильного радиатора – автомобилисты сталкиваются отнюдь нередко. И путей решения этой неприятной и опасной проблемы несколько. Лучше всего начать с приведения в порядок всей системы охлаждения двигателя – ведь пузырьки воздуха, блокирующие или тормозящие циркуляцию охлаждающей жидкости, чаще всего возникают и держатся там, где есть грязь, ржавчина, накипь и прочие «прелести» давно нечищенного радиатора.
В первую очередь необходимо провести ревизию всех шлангов и зажимов системы охлаждения – именно они, теряя герметичность, из-за микротрещин могут пропускать воздух в систему. Всего имеется два шланга – верхний и нижний. Шланг, находящийся вверху, предназначен для отвода из двигателя горячей воды или антифриза, а тот, что внизу - для подачи холодной жидкости. Перед заменой шлангов необходимо убедиться, что радиатор полностью сухой. Если шланги при осмотре выглядят изношенными (имеются трещины, потеки, а их зажимы начали ржаветь) - заменить их крайне желательно, причем даже если один из них выглядит гораздо лучше другого, стоит перестраховаться и поменять оба.
Очищать системы охлаждения рекомендуется раз в два года. Процесс промывания системы не слишком сложен и трудоемок. Для начала необходимо слить «Тосол» и внимательно посмотреть его консистенцию. Если слитая жидкость чистая, без примесей и ржавых разводов, то промывать систему не нужно, накипи в ней нет. Затем нужно залить чистую воду в систему охлаждения двигателя и завести машину. Через пять минут двигатель необходимо заглушить, а воду слить. Операцию повторять до тех пор, пока вода из сливных кранов не станет вытекать чистой. Для ускорения и повышения эффективности процесса можно добавить в воду любое бытовое средство для удаления накипи из чайников. Есть знатоки, рекомендующие добавлять в воду каустическую соду или средства против накипи, используемые в промышленности, чаще всего в котельных. Однако рисковать радиатором, особенно если он не новый, ради лишнего часа, сэкономленного не промывке – дело владельца машины, нужно только помнить, что эти средства способны проесть Ваш радиатор до дыр.
После окончания промывки заливается новая охлаждающая жидкость. Для того, чтобы воздух в радиаторе не появился снова, его нужно оттуда откачать, открыв крышку радиатора и запустив на четверть часа двигатель. В этом случае промытая система охлаждения выдавит воздух сама. По окончанию процедуры еще немного охлаждающей жидкости доливается в систему. Затем внимательно осмотреть места возможных утечек.
Не смотря на относительную несложность описанных операций, малокомпетентным автовладельцам всеже не стоит проводить их самостоятельно, и хотя обращение в автосервис стоит денег, но там, по крайней мере, на проделанную работу дается гарантия.