Газоанализаторы и заграница.
И еще один немаловажный момент. Сегодня россиянин, собравшийся на собственном транспорте за границу, обязан пройти проверку своего автомобиля на соответствие экологическим нормам страны, которую он собирается посетить. А они, в большинстве своем, куда жестче российских. Поэтому и тут состав выхлопных газов необходимо измерить, а, в случае превышения норм – двигатель отрегулировать, а то и отремонтировать.
Поэтому газоанализаторы для диагностики становятся неотъемлемой деталью все новых и новых предприятия автосервиса, не только возрастая количественно, но и изменяясь качественно.
До недавнего времени больше других были распространены газоанализаторы, измерявшие в выхлопных газах автомобилей содержание оксида углерода (СО). Однако ужесточение нормативов привело к введению предельных норм на выброс еще и углеводородов (СН), что потребовало новых устройств газового анализа. Естественно, появились приборы, измеряющие содержание СО и СН одновременно, одним из достаточно распространенных среди них стал отечественный ГИАМ-21.
Большинство импортных газоанализаторов проверяет не только токсические компоненты выхлопных газов - СО и СН, но и содержащийся в них нетоксичный углекислый газ (СО2).
Современные газоанализаторы - это электрические приборы, принцип работы которых состоит в измерении уровня поглощения инфракрасного излучения отдельными компонентами выхлопных газов. В них стоит один (или несколько) излучателей, испускающие поток излучения в инфракрасной части спектра, и соответствующее количество приемников, принимающих это излучение. Между ними находятся измерительные трубки, через которые и идет инфракрасное излучение. Находящийся в трубках газ поглощает инфракрасное излучение, и изменение его интенсивности, которое регистрируется приемниками, позволяет судить о составе исследуемого газа, в сравнении с прилагаемыми к прибору эталонными трубками. Точность измерения, в сочетании с набором программ для сравнения, делает исследование достаточно информативным.
Анализировать состояние и работоспособность двигателя возможно так называемыми неразрушающими способами, то есть по составу отработавших газов, который точно отражает процесс сгорания топливной смеси в цилиндрах двигателя. Все изменения, влияющие на процесс сгорания, которые могут быть вызваны нарушениями в работе системы зажигания, карбюратора и так далее, отражаются изменениями в составе отработавших газов. Данный анализ дает возможность быстрой и точной диагностики без демонтажа узлов.
Современные, даже небольшие посты автосервиса оснащаются автомобильными газоанализаторами. А значит, можно использовать газоанализаторы для диагностики автомомбилей не только в случае проведения регулировки выброса токсичных веществ, но и для "тонкой" диагностики систем зажигания и питания.
Газоанализаторы для автомобилей
Сегодня газоанализаторы для автомобилей – это чисто электрические приборы. Принцип их работы основан на измерении степени поглощения инфракрасного (теплового) излучения компонентами отработавших газов. Это обеспечивается наличием в газоанализаторах одного или нескольких инфракрасных излучателей и детекторов (приемников) этого излучения. Измерительные трубки и эталонные трубки, позволяют производить непрерывное сравнение степени поглощения инфракрасного излучения и учет показателей отклонения.
Для диагностики автомобилей в газоанализаторах, использование "теплового" способа анализа состава отработавших газов, прибор необходимо к началу измерения достаточно прогреть, а отработавшие газы, которые поступают в измерительные трубки, не должны содержать сажу, воду и твердые частицы. В противном случае прибор за короткий промежуток времени начинает давать ошибочные показания, поскольку загрязняются стенки трубок, и происходит так называемая "тарировка", или изменение первоначальной настройки. Для этой цели газоотборные трубки приборов оборудуются сменными фильтрами и водоотделителями. Для обеспечения прокачки газов сквозь измерительные трубки прибора необходим встроенный насос.
Существуют и другие способы анализа содержания отработавших газов, но данные способы характерны только для приборов, более простых и дешевых, направленных только на СО. Этот способ можно охарактеризовать как дожигание продуктов неполного сгорания в выхлопных газах, посредством нагревания проволоки электрическим током. В таком приборе присутствует горячая нить, на ней и происходит сжиганиеСО и изменение при этом ее температуры. Разумеется, такой способ менее точный и надежный, поскольку в отработавших газах присутствует еще один продукт, возникающий при неполном сгорании топлива – это СН. Но нужно отметить, что если нормально работает двигатель и исправна система зажигания, то и такой сравнительно простой прибор гарантирует весьма достойную точность показаний.
Да, если в начале века никто не смотрел на выбросы и негативное влияние автомобилей на человека и окружающую среду, то в настоящее время без результатов СО и СН на дорогу уже не выпустить своего «четырехколесного друга». И совершенно нельзя сказать, что подобное отношение неверно. Просто сегодня тенденции автотранспорта таковы, что автомобиль становится все более и более экологичным.