Импульсный разрядник
Пробники свечей служат для визуального контроля работы свечей зажигания. Типичный образец — импульсный разрядник "Молния". Прибор выдает напряжение 4-5 кВ. Источник питания — обычная щелочная девятивольтовая батарея 6LR61 (аналог "Кроны"). Свечу вставляют хвостовиком в специальное отверстие, а затем, нажав кнопку включения, подают напряжение на электроды. О неисправностях (обрыв внутреннего резистора, трещина в изоляторе, "ослабление" электродов) судят по частоте искрообразования, цвету и направлению искры. Разумеется, такая диагностика точностью не отличается, но обнаружить явные дефекты позволяет. Дома, в спокойной обстановке, с помощью дополнительного прибора для ВАЗ, такого, как импульсный разрядник, можно из комплекта свечей, бывших в употреблении, выбрать исправные по принципу "работает — не работает". Потом выкинуть бракованные, а хорошие возить с собой в качестве запасных.
Контрольная лампочка
Если сравнивать дополнительные приборы для тестирования электрики ВАЗа, то контрольные лампочки самые простые из них. Они не раз выручали в походных условиях многих владельцев чуда отечественного автопрома. Конструкция их элементарна: корпус, лампочка, пара пальчиковых батареек и щуп. Приборчик можно изготовить самостоятельно, а если требуется эстетика, продаются промышленные изделия. Например, многим вазовцам знаком универсальный прибор "Сулак". По существу, это обычная контрольная лампа в удобном для руки пластмассовом корпусе. Кроме того, в наборе есть дополнительный провод со штыревыми контактами. Один из них вставляет в гнездо устройства, другой использует для тестирования электропроводки.
В темное время "Сулак" светит как простой фонарик. Зимой с помощью выдвижного щупа отогревают замерзший замок двери. Правда, в этом режиме работы быстро "садятся" батарейки. Но главное достоинство прибора в другом. Вместе плоский стержень, контакт для тестирования и фонарик составляют диагностическое устройство с автономным питанием. С его помощью вы можете искать неисправность в обесточенной цепи. К примеру, проверить проводку на обрыв или короткое замыкание. Найти, откуда и куда приходит провод, если нет под рукой схемы электрооборудования. Можно в обычных (контактных) системах выставить угол опережения при снятом аккумуляторе. В общем, эти приборы ВАЗ почти что незаменимы.
Автотестер "Блиц"
Простой и удобный, проверенный временем автотестер "Блиц" предназначен только для автомобилей с электронной системой зажигания (ВАЗ-2108, 2109, ЗАЗ-1102, АЗЛК-21412). Им проверяют работу датчика Холла в распределителе, катушку, коммутатор, блок управления ЭПХХ и их электрические цепи. Также устанавливают угол опережения зажигания. Диагностическая колодка прибора унифицирована со штатными разъемами электропроводки. Ее присоединяют к клеммам на пучке проводов от коммутатора или блока управления ЭПХХ. О неисправности судят по тому, какие из четырех светодиодов горят.
Не секрет, для многих "сложная" электроника тех же "восьмерок" — темный лес. Вооружившись "Блицем" и инструкцией к нему, дефект обнаружит даже школьник. Мало того, в некоторых случаях сам его и устранит. Например, подключит вместо блока управления ЭПХХ аварийную вставку "ВА-Блиц" из комплекта, которая позволяет добраться на машине до ремонтной мастерской.
Теперь рассмотрим устройства посложнее. Они уже требуют от автолюбителя хотя бы минимальных познаний в метрологии - науке об измерениях.
Вольтметры и приборы на их базе
В любой машине есть два источника питания с разными параметрами для измерений — аккумулятор и генератор с реле-регулятором. Обратимся к цифрам. Аккумулятор с отключенными потребителями заряжен на 50% при 12,2 В, на 75% при 12. 5 В, стопроцентный заряд 12,7 В. Реле-регулятор исправен — 14 В, перезаряжает аккумулятор — больше 14,2 В, недозаряжает — меньше 13,8 В. Вспомните о погрешности измерений: обычный прибор с ценой деления 0,5 или 1 В не обеспечит требуемой точности. Поэтому в хорошем автомобильном тестере шкала должна быть растянута именно в диапазонах 10-13 и 13,5-14,5 В. Этому требованию отвечают для автомобилей ВАЗ дополнительные индикаторы. У этих приборов шкала измерений разбита на два расширенных диапазона: "аккумулятор" с градуировкой заряда в процентах (50, 75, 100) и "реле-регулятор" с секторами "больше", "меньше", "нормально". К контактам электрооборудования вольтметры подключают с помощью щупов-штырей, на которые при необходимости надевают зажимы типа "крокодил". Кроме того, по шкале с цветными секторами ряд приборов позволяет оценить ее два параметра: УЗСКП (угол замкнутого состояния контактов прерывателя) и чистоту контактов электрических цепей.
Рассмотрим для примера отечественное диагностическое устройство с большим набором функций - автотестер А1 производственного объединения "Златоустовский машиностроительный завод". Предназначен он для основательной ревизии электрооборудования автомобилей и позволяет замерить заряд аккумулятора, рабочее напряжение реле-регулятора, УЗСКП, обороты двигателя. Еще можно проверить состояние контактов прерывателя, исправность системы ЭПХХ ВАЗ-2105... 07, датчика и коммутатора бесконтактного зажигания, работу системы пуска "вазовских" машин. Инструкция к тестеру содержит подробные алгоритмы поиска неисправностей в электроцепях и справочные таблицы.
Универсальными дополнительными приборами для ВАЗ обычно пользуются в гараже или на стоянке. Дело в том, что их измерительные шкалы несколько перегружены информацией. Согласитесь, во время аврального ремонта в пути некогда разбираться с ценой деления. Вот почему в дорогу лучше брать простые, компактные диагностические устройства. Точный вольтметр и нехитрый пробник могут многое, особенно в умелых руках.