Немного истории
Впервые восстановление автомобильных шин опробовали еще в двадцатые годы прошлого века, а в следующем десятилетии поставили эту операцию на промышленную основу. В СССР шины начали восстанавливать в послевоенные годы, на американском оборудовании, полученном по ленд-лизу. В середине пятидесятых восстанавливали по 300 тысяч штук в год, но из-за низкого качества ремонта более половины шин выходили из строя уже через 8-10 тысяч километров — отслаивался протектор. Всерьез за восстановление шин взялись в начале шестидесятых годов, когда были построены предприятия, оснащенные современным по тому времени оборудованием (например, Ярославский и Невинномысский шиноремонтные заводы), а в НИИШПе создан отдел восстановления шин. В 1989 году, последнем благополучном для экономики СССР, восстановили около 12 миллионов автопокрышек, а всего в мире — 80 миллионов. Экономический эффект можно проиллюстрировать таким примером: на изготовление одной новой шины легкового автомобиля идет 26,3 литра нефти, а на восстановление — только 9,4 литра.
Принцип восстановления покрышек
Восстановление покрышек - особый вид ремонта. Суть его в том, что на подготовленный каркас изношенной покрышки накладывают новую протекторную резину, а затем прочно соединяют их методом вулканизации. Обратим внимание на разницу между "наваркой" и "восстановлением". Первый термин хотя и отражает суть процесса, но слишком поверхностен, поэтому уважающее себя шиноремонтное предприятие "восстанавливает" шины, в то время как в кустарной мастерской-будочке вам по простецки предложат "наварить" резину.
Хорошо восстановленная шина по работоспособности и эксплуатационным свойствам практически не отличается от новой. Снаружи виден лишь наплыв резины от наложенного протектора. Для шин легковых автомобилей существует три вида восстановительного ремонта. Первый вид — возобновление беговой дорожки. Он применяется в основном для шин с дорожным рисунком протектора, где изношена лишь часть его, а боковина, каркас и брекер не имеют значительных дефектов. Понятно, что шины повышенной проходимости восстановить таким способом нельзя из-за развитых грунтозацепов, заходящих на боковину. Минус этого вида ремонта — стык новой и старой резины слишком близок к дороге и поэтому страдает от песка, влаги и пыли.
Второй вид широко распространен и применим для любых шин. Протектор восстанавливают полностью, от одного декоративного (тротуарного) пояса до другого. Что, наряду с хорошим внешним видом, обеспечивает надежное соединение нового протектора с покрышкой при эксплуатации не только на асфальте, но и по бездорожью и глубоким колеям.
Третий вид ремонта - полное возобновление протектора с боковинами от борта до борта. Его применяют, когда изношен не только протектор, но и повреждены боковины — вследствие старения резины и неглубоких порезов. Способ, понятно, самый дорогой, зато у покрышки вид, как у новой.
Ремонтопригодность
Восстановить удается не каждую покрышку, хотя все они считаются ремонтопригодными. Различия в условиях эксплуатации, качестве сырья и уровне производства делают свое дело. Нередко из двух покрышек-близнецов одна пригодна к восстановлению, другая — нет. Окончательно ремонтопригодность конкретной покрышки определяет специалист на шиноремонтном предприятии, а для приближенной оценки приведем общие сведения. Так, обычно принимаются к восстановлению покрышки, имеющие не более пяти проколов диаметром до 5 мм, если они находятся на расстоянии не менее 100 мм друг от друга. Для шин диагональной конструкции допускается сквозное повреждение по беговой дорожке длиной до 20 мм.
В зависимости от состояния каркаса покрышки делят на два класса. К первому относят не имеющие повреждений каркаса или с мелкими его дефектами. Ко второму — с серьезными дефектами, требующими ремонта с применением пластырей. Собственно, процесс восстановления в обоих случаях одинаков: класс ремонта оценивает историю "жизни" покрышки, состояние каркаса и возможность последующего применения шины на автомобиле. Некоторые покрышки, в том числе отечественные, можно восстанавливать неоднократно — например, диагональные 6,45-13 и 7,35-14.
К сожалению, отечественные радиальные шины не отличаются высокой ремонтопригодностью. Хотя, повторим, все шины работают в разных условиях и решить, стоит ли восстанавливать ту или иную, под силу только специалисту. А вот аналогичные импортные покрышки успешно восстанавливают многие предприятия России, скупая за рубежом отходившие первый срок покрышки. Заметим, что после ремонта они служат не меньше новых (особенно отечественных), зато намного дешевле последних. Конечно, и не все зарубежные покрышки ремонтопригодны, но процент их отбраковки, по сравнению с нашими, очень низок. Хорошо зарекомендовали себя в этом отношении изделия ведущих фирм: "Мишлен", "Бриджстоун", "Гудьир" и другие.
Восстановление бескамерных шин
И еще одно замечание, относящееся к бескамерным шинам. Они после такого ремонта часто становятся камерными. Процесс восстановления состоит из трех основных операций. Сначала с покрышки удаляют остатки изношенного протектора, а поверхность делают шероховатой, чтобы надежно удерживались новые материалы на каркасе (его ремонтируют на этом же этапе), и балансируют шины. Затем накладывают на подготовленный каркас протектор. И, наконец, покрышки вулканизируют, придавая шиноремонтным материалам необходимые свойства — прежде всего, эластичность и прочность — и связывая старые и новые элементы шины. Здесь же формируется выбранный рисунок протектора.
Для качественного восстановления автомобильных покрышек требуется и серьезное оборудование, и квалифицированный персонал, и качественное сырьё. Крупные предприятия с высоким уровнем технологической дисциплины выпускают восстановленные покрышки, отвечающие всем требованиям действующей документации на новые, с гарантией безопасности. Но, помимо таких предприятий, есть и кустари. Действуют они зачастую на плохоньком оборудовании, используют низкокачественное сырье, а уж о строгом соблюдении технологического процесса нет и речи. В этом случае качество важнее цены!