Машина для ремонта.
Ремонтная машина для передвижения по рельсам - является ли он автомобилем в привычном нам понимании этого слова? Вроде бы это и грузовая машина со всей присущей ей атрибутикой: номерными знаками и спереди и сзади, колесным пневматическим ходом, фарами дальнего и ближнего света, указателями поворотов, рулевой колонкой, стоп-сигналами и так далее. Но с другой стороны, транспортное средство, которое перемещается по железнодорожным путям, вызывает ассоциации с маневренным тепловозом. Этот технический гибрид был назван «локомобилем».
Справедливости ради следует отметить, что для России подобная техника уже далеко не нова. В свое время в Миасе появилась машина-локомотив с универсальной шинорельсовой ходовой на шасси автомобиля «Урал», но прижиться ей не удалось. Способный двигаться по железнодорожным путям «МАЗ» пытаются сконструировать в Белоруссии, а КАМАЗ – в Казахстане, но пока тщетно.
Создав свою оригинальную систему комбинации хода, немецкая G. ZwiehoffGmbH Zwiewege-Fahrezeuge на несколько лет опередила всех. На сегодняшний день в 50 странах мира эксплуатируют их Mersedes-benz UnimogU-400 – локомобили на шасси. Классическая версия UnimogU-400 имеет отличные показатели экологии, экономичности и моторесурса. Кроме этого, определяющим фактором является быстродействующий механизм, способный свертывать или развертывать рельсовый ход, плюс небольшие габариты полукапотника. У нас немного иначе, чем в Европе…
Автомобиль «Урал-4923Д»
Успешной разработкой отечественных инженеров со всей ответственностью можно отнести универсальный автомобиль для передвижения по рельсам «Урал-4923Д». На выставке «Высокие технологии. Инновации. Инвестиции», проходящей в Санкт-Петербурге в 2005 году, локомобиль был удостоен золотой медали. И это вполне заслуженно, ведь данный сегмент гибридной спецтехники способен со скоростью 40 км/ч буксировать по рельсам железнодорожный состав, массой 225 тонн.
Но есть у данной модели и значительные недостатки, в частности, это долгий и усложненный переход с рельсового хода на колесный и наоборот. Благодаря техническим недоработкам уральцев, локомобиль начал устаревать еще до выпуска опытного образца, и вероятно популярности этой машине не суждено прийти.
Немецкий КАМАЗ
В отличие от отечественных конструкторов, их европейские коллеги вначале отработали технологию свертывания и развертывания рельсового механизма и только потом занялись самой схемой передвижения. Компания Zwiehoff поставила свой рельсовый механизм передвижения на базу КАМАЗа 43253. Если сравнить «Урал-4923Д» и измененный немцами КАМАЗ, то различие подходов к разработкам становится очевидным. Кроме того, в электронных и гидравлических составляющих европейской модели были использованы только современные технологии.
В самом шасси КАМАЗА этой модификации для нашего потребителя ничего нового нет: это классическая версия автомобиля с двумя осями, задним приводом и длиной шасси 7,32 м. Для передвижения по рельсам автомобиль оснащен новейшей системой гидравлического вывода и ввода рельсовой колесной пары сзади и спереди. Металлические колеса гидравлическим способом опускаются, затем цилиндры приподнимают машину над рельсами. Шины приводной оси одновременно служат и приводом для механизма передвижения по рельсовому полотну.
Если на предприятиях маневровый паровоз применяют для передвижения от двух до десяти вагонов, то спецавтомобиль также управляется с этой задачей, но с гораздо меньшими затратами топлива. Установив на эти машины любые агрегаты, оборудования и надстройки, можно расширить их функциональные возможности.
При изготовлении железнодорожной ходовой базы спецмашины, для привода применяют непосредственно прямой контакт рельсов и шин. Приводные оси машины (как передняя, так и задняя) стоят на рельсах, удерживаясь, благодаря металлическим железнодорожным колесам-каткам с фиксирующим ребром. Роликовые держатели шины (металлические колеса), которые оснащены направляющими ребрами, помогают автомобилю удерживаться в колее.
Упираясь в рельсы, шины вращаются от приводного моста и приводят спецмашину в движение. На стандартной железнодорожной колее эффективен именно этот способ хода. Так как коэффициент трения резины о сталь высокий, то локомобиль способен развить тормозные и тяговые усилия, которые будут не меньшими, чем у маневрового локомотива среднего класса. Современный автомобиль для передвижения путями способен тянуть прицеп весом до 1000 тонн.
Нашли свое применение локомобили и на узких колеях, таких, как трамвайные пути. Отдельные спецавтомобили способны работать на колее от 1000 до 1676 мм. Локомобиль с системой передвижений по рельсам Zviechoff адаптирован к передвижению и по нашим железным дорогам. Кроме этого, он прекрасно проявил себя и на автотрассе. Благодаря восьми передачам вперед и столько же назад, из силового агрегата можно выжать все скоростные и тяговые возможности. Более того, локомобиль Unimog U-400 Zwiehoff устойчив к воздействию водной среды, благодаря этому, возможно его использование во время стихийных бедствий и паводков.
Справедливости ради следует отметить, что в Минске, используя универсальные шасси Ш-406, также сконструировали комбинированную железнодорожную машину (МЖК-416). Катки движения по рельсам опускаются и поднимаются так же, как и на немецком локомобиле, с помощью гидроцилиндров. Испытано, что машина в состоянии перемещать два груженых вагона массой до 200 т. Белорусские производители предлагают использовать МЖК-416 в качестве универсального средства для механизации путевых ремонтно-восстановительных работ, маневровых действий на территории предприятия, очистки путей от снега, веток и щебня.