Прекрасно, когда авто работает как часы. Но так бывает не всегда, и возникает необходимость довести автомобиль «до ума». А для качественной коррекции необходимо провести диагностику двигателя и других узлов автомобиля, что позволит определить первопричину неисправности, а затем и устранить ее. И одним из наиболее эффективных является тестирование с помощью компьютера. Такое тестирование авто позволяет определить проблемы, еще не дающие о себе знать, но приводящие к будущим неполадкам. Это важно, например, при приобретении ненового автомобиля или перед отправкой в длительное путешествие. Диагностика систем автомобиля позволит водителю быть увереннее за рулем, зная состояние машины и возможные ее неполадки.
За последние 10–20 лет в области диагностики автомобилей произошли серьезные качественные изменения. Что нужно было специалисту, который проводил диагностики авто еще лет 20 назад – контрольную лампу и тестер. А сегодня для этого необходимы уже не только новые методы и инструменты, но и компьютеры со специальным программным обеспечением.
Компьютерная диагностика – это качественно новый метод тестирования автомобиля, который широко используется в настоящее время.
Никакой автомобиль не может служить вечно и без поломок, и все, что может ломаться – ломается, а все, что не может – тоже сломается (рано или поздно). И чем раньше установить причину поломки – тем проще и с меньшими затратами можно устранить неисправность. Однако не всякая неполадка заметна.
С помощью компьютера тестирование можно провести в полном объеме: это проверка всех электронных систем авто на наличие неполадок, такая диагностика позволяет адекватно оценить состояние почти всех узлов и блоков управления. Оно позволяет измерить все определяющие работу авто характеристики. Осуществляется поочередная проверка большинства систем управления: диагностика управления двигателем, диагностика АБС/ПБС, тестирование систем круиз- и климат-контроля, подушек безопасности, анализ автоматической трансмиссии, системы навигации и т. д.
Тестирование каждой отдельной системы проводится в несколько этапов. Например, диагностика двигателя – это следующие процедуры:
- тестирование системы управления двигателем;
- тестирование наполняемости цилиндров;
- тестирование топливной системы;
- анализ оборотов и прочие.
Весь процесс диагностики автомобиля сводится к следующему: результат тестирования авто сравнивается с информацией из базы данных, а после обработки выдается перечень неисправностей и происходит выработка оптимального варианта их устранения. Важно учесть, что ошибки при использовании тестирования авто с помощью компьютера практически исключены, а вот что касается списка неисправностей с точной и конкретной инструкцией по их устранению, то он полностью выводится на экран. По окончании процедуры предлагается отчет об ошибках и выводятся предложения по ремонту неисправностей либо замене узлов.
Исходя из всего сказанного, делаем вывод: компьютерное тестирование позволяет оперативно выявлять неполадки в системах и агрегатах и объективно оценивать общее состояние автомобиля.
Теперь детальнее рассмотрим тестирование авто с помощью компьютера на дому.
Большинство современных автомобилей оснащены специальными диагностическими разъемами, посредством которых происходит обмен данных между специальным диагностическим оборудованием и блоками управления авто. Здесь можно использовать обычный компьютер, который можно подключить через специальный адаптер. Кроме того, необходимо специальное программное обеспечение, с помощью которого можно получать сообщения об ошибках, считать данные с различных блоков и систем.
Отсутствие подобного тестирования современного автомобиля заметно осложняет текущий ремонт и делает устранение неполадок, способных привести к серьезным проблемам, почти невозможным.
При наличии домашнего компьютера выполнить большинство диагностических операций вполне способен каждый автовладелец. Важно помнить: небольшие затраты на приобретение программного обеспечения и дополнительных кабелей-адаптеров весьма серьезно может сэкономить время, нервы и деньги.
Но не все так просто, разумеется. Ведь, чтобы знать, что именно делать и как, понимать, куда смотреть, и главное - что означает то, что воспроизводится на экране.
А для этого нужно:
во-первых – знать устройство тестируемого автомобиля,
во-вторых – разобраться с работой в программе-тесте, ознакомиться с кодами ошибок и процедурами проверки и прочее.
Однако даже самых примитивных операций чтения ошибок достаточно для экономии времени и денег, которые в противном случае придется потратить в автосервисе (и еще не обязательно, что там будут работать специалисты, разбирающиеся в компьютерном тестировании автомобиля).
Приборы
Адаптер – специальная схема, которая обеспечивает обмен данными между разъемом автомобиля и портом компьютера, согласно соответствующему протоколу. Это посредник, который согласует (адаптирует) параметры, для воспроизведения их в доступной для человека форме.
Компьютер с ком-портом, возможен и вариант с ком-USB переходником. Требования к компьютеру самые минимальные. Оперативная система – от W98 и выше. Важно, чтобы длина кабеля от компа к порту в авто не превышала 5 м – в противном случае могут быть либо искажения информации, либо отсутствие канала передачи. Важно еще заметить, что иногда стационарный компьютер невозможно использовать (например, динамические тесты) и здесь пригодны только портативные версии (ноутбуки, нетбуки, планшеты).
Программное обеспечение устанавливается на компьютере и посылает запросы через порт на адаптер, который опять же передает их на контроллер в авто. Контроллер отправляет ответные сигналы, программа их получает, обрабатывает и визуализирует. Обмен сигналами и данными происходит по определенному протоколу.
Декодировка – программное обеспечение для расшифровки кодов ошибок. Именно здесь происходит поиск оптимальных решений по ремонту авто. Но программа - не руководство по ремонту. Она только ставит диагноз. Данные тестирования бесполезны при незнании устройства автомобиля, назначения и расположения узлов, деталей и агрегатов, а также способов контроля и замены.