Виды натяжителей ремня безопасности
Различают различные конструкции и способы действий натяжителей ремней безопасности:
1. тросовый
2. роторный
3. ленточный
4. шариковый
5. реечный
Каждая приведенная конструкция оснащается электрическим или механическим приводом. Привод любого натяжителя представляет собой воспламенение пиропатрона:
- каждый механический привод основан на воспламенении пиропатрона с помощью механического метода (то есть накалывание бойком);
- если у вас электрический привод у натяжителя, то он приводится в действие путем воспламенения пиропатрона электрическим сигналом, который идет от электронного блока управления или другим, отдельно установленным датчиком.
Рассмотрим работу и принцип действия нескольких видов натяжителей ремня безопасности.
Например, шариковый натяжитель ремня. Он состоит из компактного модуля, в него входит ограничитель усиления натяжения ремня безопасности. Такой натяжитель устанавливается как на задние сиденья, так и на передние. Конструкция шарикового натяжителя включает: пиротехнический заряд, резервуар для сбора шариков, зубчатое колесо, трубку с шариками и ремень безопасности. Натяжитель приводится в действие при помощи шариков. Все они помещены в трубку и когда происходит столкновение, то по сигналу датчика или по сигналу от блока управления подушками безопасности срабатывает пиропатрон. Когда выталкивающий заряд подожжен, то начинается перемещение шариков через зубчатое колесо в резервуар для их сбора. Вследствие того, что катушка ремня очень прочно соединена с зубчатым колесом, то она начинает быстро вращаться при помощи шариков и ремень за доли секунд втягивается.
Роторный натяжитель ремня работает по другому принципу. Он обычно устанавливается в области задних сидений. Роторный натяжитель включает в себя несколько элементов: 3 пиропатрона, ротор и ремень безопасности. Когда происходит столкновение, то автоматически зажигается первый пиропатрон. Ротор двигается при помощи расширяющегося газа. Так как ремень соединен с ротором, то при движении ротора ремень начинает быстро втягиваться.
Реечный натяжитель совместно с автоматическим механизмом втягивания составляют один узел. Реечные натяжители устанавливаются как на сиденье водителя, так и на сиденье переднего пассажира. Реечный натяжитель состоит из многих частей, но главные из них, это шестерня, ролик, торсионный вал, газогенератор, зубчатая рейка. Принцип действия у них такой: вначале по сигналу от электронного датчика зажигается заряд газогенератора, потом за счет уменьшения давления поршень, который соединен с зубчатой рейкой, начинает перемещаться вверх. Эта рейка потом вращает два зубчатых колеса при помощи шестерни. Когда вращение передается на торсионный вал, то ремень безопасности втягивается.
Конструкция тросового натяжителя представляет единую систему вместе с механизмом втягивания ремня безопасности. Тросовые натяжители установлены либо на сиденье водителя, либо на сиденье переднего пассажира. Тросовый натяжитель состоит из поршня, газогенератора, трубки, ремня безопасности и защитного колпачка. Когда происходит удар и срабатывает газогенератор, то начинает образовываться смесь, перемещающая поршень вверх с помощью прикрепленного к нему троса. После этого трос вращает механизм втягивания ремня безопасности.
Для того, чтобы предотвратить значительные перегрузки на человека во время аварии, каждый натяжитель ремня оснащен ограничителем усилия натяжения ремня. Ограничитель при сильной нагрузке должен ослабить действие ремня безопасности на пристегнутого человека. Самым простым ограничителем ремня является петля, которая прошита на ремне безопасности. Когда происходит превышение определенного уровня натяжения ремня безопасности, то швы в петле рвутся, а ремень после этого становится намного длиннее.
В настоящее время ограничитель усилия натяжения ремня приводится в действие торсионным валом в конструкции катушки ремня безопасности. Поэтому, когда натяжение у ремня высокое, торсионный вал скручивается, тем самым уменьшая нагрузку на человека.
Меры безопасности при использовании натяжителя ремня безопасности
Натяжитель ремня не требует особого ухода. После срабатывания натяжитель следует заменить. Замену или проверку технического состояния натяжителя ремня безопасности необходимо проводить на станции технического обслуживания. Перед тем, когда вы поедете менять натяжитель ремня, то убедитесь, что отключен отрицательный кабель в аккумуляторной батарее. После этого изолируйте отрицательный полюс у батареи, для того, чтобы исключить соприкосновение с ним. Еще не использованный снятый натяжитель необходимо хранить под замком, когда проводите длительный ремонт вашего автомобиля. Очень чувствительны к ударам прибор управления и сам узел натяжения ремня. Если они упали с высоты более 50 см, то устанавливать их нельзя. Не стоит самостоятельно вскрывать элементы конструкции натяжителя ремня безопасности. Ради своей безопасности, натяжитель ремня не стоит самостоятельно пытаться снять или утилизировать, так как может произойти взрыв пиропатрона в конструкции натяжителя.