Сжиженный газ имеет некоторые физико-химические свойства, которые должны учитываться чтобы добиться большего экономического и эксплуатационного эффекта.
Нефтяной газ состоит из смеси пропана, бутана и несущественного объема (около 1%) непредельных углеводородов. На сегодняшний день на газозаправочные станции завозят такие марки газа, как зимняя (85-95% пропана) и летняя (45-55% пропана), установленные ГОСТом. Такое соединение определяет свойства СНГ в зависимости от температуры воздуха и дает возможность эксплуатации автомобиля на газе в любое время года.
Сжиженный газ хранится в баллоне под давлением собственных насыщенных паров при температуре, не зависящей от объема газа в баллоне. Данное обстоятельство позволяет использовать весь газ, находящийся в баллоне.
Основные преимущества автомобилей на газе состоят из: экономичности, антидетонационной стойкости. Октановое число газа составляет - 103-105, позволяет исключить возможность взрыва двигателя. Данное преимущество газа позволяет применять его в двигателях с высокой степенью сжатия, работающих на высокооктановом, дорогом, бензине. Отсутствие катализаторов разрушения металлов – в газе нет вредных примесей - свинца, серы, которые при химических реакциях разрушительны для камеры сгорания. Газ хорошо вступает в соединение с воздухом и повсеместно заполняет цилиндры однотипной смесью, благодаря чему работа двигателя становится тише.
Газ сгорает полностью, по этой причине на поршнях, клапанах и свечах зажигания не образуется нагар. Автомобили на газе обладают таким преимуществом, как стабильность агрегатного состояния. Газ подается в цилиндры в паровой фазе, вследствие этого масляная пленка со стенок цилиндров не смывается и не разбавляется масло в картере. Быстрота сгорания смеси – в отличие от бензина газ сгорает медленнее, что уменьшает нагрузки на поршни и коленвал, следовательно автомобиль будет работать «мягче». Но из-за этого падает динамика разгона (на 2-5% смотря какова степень сжатия). В преимущества автомобилей на газе входит экологичность. Использование газа приводит к уменьшению выброса отработавших смесей. Содержание количества токсичной окиси углерода снижается втрое, в 1,6 раза - количество канцерогенных углеводородов СН, входящих в основу частиц несгоревшего топлива. Количество окиси азота NO и двуокиси NO2, появляющихся в результате сгорания смеси кислорода и азота, при работе автомобиля на газе уменьшается на 1,2 раза.
Вместе с вышеуказанными основными преимуществами автомобилей на газе нужно сказать и о ряде имеющихся у него недостатков таких, как: в холодное время года автомобили на газе не могут запустить двигатель; уменьшение мощности двигателя на 7%; возрастание веса автомобиля на 25-30 кг, из-за баллона, находящегося в багажнике.
На давление газа в баллоне осуществляет влияние температура воздуха. Следовательно, нужно обращать внимание на то, чтобы автомобиль не перегревался. Если баллон полностью заполнен, то даже малейшее увеличение температуры приведет к мгновенному повышению давления. В автомобильном каркасе имеется специальное устройство, которое автоматически перекрывает заправочный канал, когда достигается наполненность баллона на 80%. Когда данный объем будет достигнут – заправка прекращается.