Маслосъемные колпачки.
Основные проблемы эксплуатации 102-го, это износ маслосъемных (маслоотражательных) колпачков клапанов и износ распределительного вала. Что касается распределительного вала, то на моторе М 102 он выдерживает пробег свыше 100 000 км. Вполне реальные цифры – до 180 000 км.
Маслосъемные колпачки в моторах М 102 выходят из строя после 80-90 тыс. км пробега или через 4 года эксплуатации. Конечно, дефекты уплотнений проявляются не так явно, как в моделях "жигулей": не валит из выхлопной трубы синий дым, свечи не забрасываются маслом, облако сизого дыма появляется лишь при переключении передач. Износ маслосъемных колпачков проявляется более цивилизованно: однажды водитель обнаруживает, что при проверке уровня масла после скоростной дальней поездки щуп оказывается почти сухим. Естественно, закрадывается крамольная мысль, что дело пахнет керосином – придется проводить дорогостоящий капремонт 102 мотора. К счастью, все не так страшно. Достаточно сменить маслосъемные колпачки, и расход масла войдет в норму. Кстати, разработчиками допускается предельный расход масла до 1,5 литра на 1000 км.
После модернизации 102 мотор Мерседес оснастили гидравлическими толкателями клапанов. А также одним широким ремнем к приводу генератора, водяному насосу, насосу гидроусилителя, а на части модификаций – и к компрессору кондиционера. В таких двигателях износ кулачков распредвала вызывает тяжелые последствия. При износе кулачков выпускные клапаны в направляющих нередко заклинивают, а это приводит к их повреждению. Потребуется дорогой и трудоемкий ремонт. Также известны случаи обрыва клапана из-за изменения теплового режима.
Причины шумов 102 мотора.
С шумом 102 мотора Мерседес Бенс некоторые водители сталкивались с первых же дней эксплуатации. Причем, эти шумы не связаны с поломками. Довольно распространенное явление – отчетливый стук, похожий на звук неисправной шатунно-поршневой группы. Стуки прослушиваются на холостом ходу и пропадают при добавлении газа. Конструкторы 102 двигателя заверяют, что это такая особенность конструкции, двигатели с такими шумами безотказно работают многие годы. Тому доказательство – на базе М 102 сконструированы 16-клапанные двигатели, мощность которых в спортивном исполнении превышают 250 л. с. (и это при исходных 90 л. с.!).
Еще одним источником тревожных звуков со временем становится привод газораспределительного механизма. Поэтому где-то через 120 000 км его меняют всем комплектом. О необходимости замены привода сигнализирует усилившийся шум цепи.
Следующий возрастной дефект 102 мотора иногда проявляется после 80-100 тысячного пробега: наблюдается повышение вибрации кузова. Его источником являются опоры крепления двигателя. Точно диагностировать его не просто, ведь дефекты проявляются по-разному: стуком при пуске двигателя или при включении передачи. Внешних повреждений подушки-опоры не имеют – они просто просели, тем самым потеряв упругость. И двигатель ложится на балку передней подвески. У 102 моторов первых выпусков устанавливались обычные резиновые подушки. А уже на поздних модификациях устанавливались наполненные сжатым газом и спецжидкостью гидропневматические подушки наподобие амортизаторов. Воздух из них со временем выходит, опоры проседают, и вибрации от работающего двигателя передаются на кузов автомобиля. Зато когда подушки исправны, виброизоляция практически не ощущается и трудно даже определить, мотор работает или нет. Этим качеством Мерседесы и славятся.
Муфты.
Еще одна деталь в карданной передаче, от состояния которой зависит сила вибраций, это резиновая муфта. Намного чаще муфта выходит из строя на Мерседесах с автоматической КПП. Узнать о времени замены резиновой муфты можно по следующим признакам: слышен в зоне коробки передач резкий стук при сбрасывании или прибавлении газа, при любом изменении положения рычага. После замены муфты стуки исчезают.
Тормоза.
На Мерседес Бенс тормозные диски и колодки относятся к самым быстроизнашивающимся деталям. При наличии борозд и глубоких рисок, а так же из-за неравномерного износа передние и задние тормозные диски нуждаются в замене через 50 000 км. Износ дисков при торможении вызывает вибрацию, отдачу педали на ногу при нажатии, которая ощущается даже на машинах с антиблокировкой колес. Кстати, небольшие вибрации педали при торможении считаются нормальной, если установлена АБС. В среднем диски задних тормозов служат 100 000 км, передних – около 80 000 км.
Водяной насос.
Водяной насос может выйти из строя через 100-120 000 км (или через 5— 6 лет эксплуатации). Так же возникают проблемы с датчиком включения вентилятора в системе охлаждения. Датчик устанавливается в головке цилиндров. Он включает электромагнитную муфту вентилятора, а не электродвигатель. Нормальным положением стрелки прибора считается положение чуть выше 80° С. Если она перемещается выше немаркированной отметки шкалы (соответствует 100° С), должен включиться вентилятор. Когда вентилятор не срабатывает, 102 мотор может перегреться – неприятные последствия гарантированы. На заметку: моторы М 102 при пробитой прокладке головки из строя выходят не сразу. Они могут еще функционировать месяцами. При этом охлаждающая жидкость поступает не в масляный картер, а прямиком в камеру сгорания, где благополучно испаряется. Если водитель то и дело доливает жидкость при отсутствии следов утечки, значит причина кроется в пробитой прокладке.
Мы не ставим цель разоблачить миф о высокой надежности 102 мотора Мерседес Бенс. Репутация фирмы прочна и достоинства машин Мерседес неоспоримы. Мы лишь подсказали решение вопросов, возникающих наиболее часто в подержанных "мерседесах".