Устройство насоса охлаждающей жидкости
Двигатели насосов бывают разных марок и могут иметь существенные отличия. Наряду с этим выделяют также следующие общие устройства насосов: крыльчатка, вал со шкивом и корпус.
Корпус насоса изготовлен из литого алюминия или чугуна. В корпусе имеются каналы, по которым к рабочему колесу подводится и отводится охлаждающая жидкость. Между блоком цилиндров двигателя и корпусом насоса находится уплотнительная прокладка, которая предохраняет от протекания из насоса жидкости.
Циркуляцию жидкости обеспечивает крыльчатка, устроенная в виде нескольких лопастей специальной формы. Крыльчатка смонтирована на приводном валу. С другой стороны вала расположен приводной шкив.
Принцип работы насоса
Работает насос следующим образом. При вращении крыльчатки жидкость, попадая на лопасти, центробежной силой выбрасывается на выход из насоса, а затем циркулирует в рубашку блока цилиндров.
Функции дополнительного насоса
Системы охлаждения могут быть оснащены двумя насосами – основной и добавочный. Дополнительный насос выполняет следующие функции:
1. Дополнительное охлаждение двигателя.
2. Обеспечивает работу отопителя.
3. В системе рециркуляции охлаждает отработанные газы.
4. Охлаждает турбонагнетатель двигателя, оборудованного турбонаддувом.
5. Прокачивает жидкость после остановки двигателя.
Дополнительный насос обладает, как правило, электрическим приводом, который при необходимости может выключаться (включаться) по сигналам электронного блока двигателя.
На некоторых автомобилях концерна Фольцваген в двигателях устанавливают отключаемый насос, он позволяет обеспечить быстрый прогрев двигателя за счет отключения подачи жидкости до того момента, пока не будет достигнута температура 30°.
Схема отключаемого насоса
Подача охлаждающей жидкости прекращается при помощи кольцевой диафрагмы, которая преграждает путь охлаждающей жидкости. В это время крыльчатка продолжает вращаться в том же режиме. Диафрагма соединена рычагами с мембраной. Рычаги передвигаются под воздействием разряжения. Полость диафрагмой объединена магистралью впускного коллектора. Регулировочный клапан, который включен в системе управления двигателем, перекрывает вакуумный канал. При открытии клапана под воздействием разряжения мембрана перемещается, в результате чего дезактивируется крыльчатка насоса. При закрытии регулировочного клапана под воздействием пружины мембрана возвращается на прежнее место. При этом диафрагма высвобождает крыльчатку, и насос начнет работать.