Как-то раз, наводя порядок в гараже, я нашел свою старую бензопилу «Урал», которая длительное время лежала без дела. Причиной этого являлась поломка – цепь уже не годилась для нормальной эксплуатации. Но, к моему удивлению, двигатель был в полном порядке. Что касалось редуктора, то он был полностью исправен. Первая мысль, которая нарисовалась у меня в голове – почему бы мне не сделать снегоход? Я мысленно представил конструкцию каркаса и принцип работы. Я продолжал наводить порядок, а мысли о постройке снегохода не покидали мою голову. Через некоторое время я нашел гусеницу от старого снегохода «Буран» и решил внедрить ее в постройку, а лыжи для будущего транспортного средства я взял с детского снегоката.
Проектирование снего-болотохода.
Прикидывая в голове габариты конструкции, я стал понемногу представлять возможный итог моей работы. Я представлял работу трансмиссии, а также расположение других деталей и механизмов. «Проектирование» своего снегохода я выполнял без различных чертежей, расчетов и схем, все это делалось «на глаз».
Итак, начнем с постройки рамы. Для ее изготовления я использовал два сварных лонжерона, середина которых сделана из стального уголка, а задняя и передняя – из пластин с отогнутыми под прямым углом краями, что предавало жесткости моей конструкции. В стальных пластинах я проделал отверстия. В передней – для крепления приводного вала гусеницы, а в задней – для оси зубчатых колес. В этой конструкции натяжные устройства установлены на обоих концах изготовленных лонжеронов. Натяжное устройство спереди послужит для натяжения второй ступени цепной передачи, и будет регулировать натяжение гусеницы. Далее я приварил кронштейны к низу лонжеронов, чтобы установить на них оси опорных катков.
Что касается опорных катков, то их всего будет 18 штук и располагаться они будут на пяти осях. По краям они будут идти по каждой оси, а в середине – в шахматном порядке. Изготовлены они из капрона и имеют резиновое покрытие. Ранее они служили деталью картофельного сортировочного аппарата. Оси взяты из подобного приспособления – агрегата для выкапывания картофеля. На концах осей нарезал резьбу М10, для чего их предварительно отпустил.
Для закрепления осей в кронштейнах используем гайку и контргайку. Помимо этого оси выполняют еще одну роль – они заставляют лонжероны держаться на одинаковом расстоянии друг от друга, то есть являются некими фиксаторами.
После этого я приварил стойки из уголка 3х3 см к лонжеронам и соединил их такими же стальными уголками. Получается, что две стойки и поперечный уголок образуют пространство. Между передним и средним пространством я расположил стальной лист, на котором будет размещен редуктор бензопилы и вал.
В промежутке между средним и задним порталами я вставил ящик, который, помимо функции сидения еще пригодится, но об этом позже. Лонжероны спереди приварены к балке переднего моста. Мост на моей конструкции предусматривался только один, передний. Поперечная балка изготовлена из трубы, диаметр которой был 32 мм. Используя эту трубу, я изготовил втулки для рулевых лыж и стойку подрамника. Некоторые места я усилил стальным листом толщиной 2 мм. Как стало ясно ранее, снегоход будет на гусеничном ходу. Снегоход оснащен трубчатым гусеничным валом, диаметр которого составляет 28 мм. Натяжной вал вполне идентичен приводному, только имеет два одинаковых наконечника, а на приводном вале правый несколько длиннее левого.
Двигателем самоделки снего-болотохода послужил мотор от бензопилы «Урал», что рассматривалось ранее. Он был установлен на поддвигательной стойке, на которой было предусмотрено расположение бензобака. Эта стойка крепилась к поперечной балке. Редуктор пришлось развернуть на пол оборота и закрепить на предусмотренной площадке. Звезда первой ступени оснащена тридцатью восьмью зубьями, а вторая – десятью. Цепи были позаимствованы у мотоцикла «Минск», имеющие шаг 15,875 мм. Управление осуществляется с помощью рулевых лыж, соединенных по принципу автомобиля. Руль был взят от мотоцикла, а рычаг управления газом был расположен справа.
Из-за трения в трансмиссии и ходовой части надобность тормозов отпала. Не смотря на небольшую мощность мотора, которая составляет 5 лошадиных сил, снегоход вполне может развивать скорость до 30 кмчас. Сам снегоход весит около сорока килограмм. Расход совсем небольшой – приблизительно один литр на 6-8 км. Ящик, на котором смонтировано сидение, вмещает в себя необходимые для ремонта инструменты, канистру с запасом бензина.
Двигатель, устанавливаемый в такие болотоходы самоделки заводится легко в любую температуру, что сразу очень обрадовало.
Снего-болотоход на основе пневматиков.
Приведу еще один пример по изготовлению самоделок. Им станет болотоход, работающий на основе пневматиков. Изготавливался он для перевозки различных вещей в хозяйстве и был сконструирован на основе мотоцикла. Устройство и конструкцию данного транспортного средства рассмотрим в подробностях.
Рама была позаимствована от распространенного мотоцикла «ИЖ Планета 4». Она потерпела изменения, так как к ней приварилась самодельная рама будущего вездехода. Силовым агрегатом был двигатель от мотоцикла «Тула». Причиной этого являлась его экономичность, а также воздушное охлаждение. Это была единственная покупка за всю постройку болотохода. Остальные узлы и детали были вторичного использования и далеко не новые. Базовое зажигание было заменено на тракторное, ведь условия эксплуатации этого болотохода предполагались в самых различных условиях. Не смотря на удобство использования стартера, на аккумулятор особых надежд не возлагалось. Бензобак, руль и сидение были позаимствованы у мотоцикла «Восход-2М». Передняя вилка была самодельной, а цепной привод был оснащен цепью неизвестного происхождения. Что касается трансмиссии, то задний мост и полуоси были взяты от автомобиля «УАЗ-469». Тормоза отсутствовали, так как торможение происходило с помощью заглушки двигателя. Колеса, ранее используемые на комбайне, хорошо вписались в интерьер болотохода и придали ему немного «внедорожного» стиля. Конструкция такой самоделки: болотоходы плюс телега, которая передвигалась на тракторных колесах.
Устройство было испытано при перевозке дров, сена, стройматериалов. Он оправдал себя по всем критериям и зарекомендовал как надежное транспортное средство по перевозке грузов в различных условиях.