В устройство топливного насоса ВАЗ 2101 входят следующие детали: патрубок нагнетания, корпус, патрубок всасывания, шток, крышка, рычаг для осуществления регулировки подкачки, фильтр, кулачок, балансир, пружина, рычаг для осуществления механической регулировки подкачки горючего, две прокладки – внутренняя и наружная, нижняя крышка и клапан нагнетания.
Устройство и работа топливного насоса на ВАЗ 2101 осуществляется за счет воздействия эксцентрика на толкатель своей выступающей частью, что вызывает нажатия двуплечего рычага. В свою очередь, двуплечий рычаг отходит, тем самым оттягивая за собой шток. При отходе двуплечего рычага помимо штока отходят и диафрагмы. Создание разряжения над верхней диафрагмой помогает топливу поступать в отстойник, что связано с атмосферным давлением в баке. В связи с разностью давлений топливо пойдет по каналу в отстойник, после чего пройдет сетчатый фильтр и попадет во впускной клапан. Впускной клапан обеспечивает попадание горючего в полость, находящуюся над диафрагмой. После того, как эксцентрик перестанет оказывать усилие, из-за пружины шток вместе с диафрагмами пойдет вверх и создаст высокое давление горючего. Это спровоцирует закрытие клапана впуска и открытие клапана выпуска, в результате чего топливо попадет в камеру карбюратора. Как только количество топлива достигнет заданного уровня, клапан закроется и топливный насос будет работать в холостом режиме.
Для ремонта топливного насоса следует выполнить ряд операций:
- Для начала следует снять топливный насос, не повредив остальные детали и узлы автомобиля.
- После этого вас ждут шесть винтов, крепящих корпус насоса к его головке. Их следует открутить.
- Для того, чтобы вынуть шток диафрагмы из крепления на рычаге насоса, следует взяться за диафрагменный узел и выполнить его поворот на четверть оборота, после чего его следует вынуть и насоса.
- Далее следует вынуть пружину из корпуса топливного насоса.
- Теперь можно перейти к основной части, которая предполагает замену диафрагменного узла с диафрагмами, непригодными для его оптимальной работы на новый функционирующий диафрагменный узел. Во время его замены не стоит забывать о перестановке дистанционной прокладки со старого узла диафрагмы на новый. В случае, если у вас имеется в наличии комплект не эксплуатировавшихся диафрагм, вы можете открутить гайку, крепящую диафрагменный узел и собрать его уже с новыми диафрагмами. Сборка диафрагменного узла выполняется в порядке, обратном его разборке.
- После этого следует открутить болт крепления и снять крышку, установленную на насосе.
- Следующей операцией будет замена сетчатого фильтра, который со временем может коробиться и рваться.
- Следует заменить головку насоса, если вы заметили негерметичную или неплотную посадку патрубков всасывания и нагнетания.
- Также замене подлежат детали, на которых были замечены дефекты: трещины, зазубрины, сколы. Ни являются негодными к эксплуатации и подлежат замене.
- Что касается клапанов топливного насоса, то их работа не должна сопровождаться заеданиями. Соединения должны быть максимально герметичными, а если эти свойства не наблюдаются, то следует заменить головку насоса, в комплект которой входят клапаны. Также можно заменить просто клапаны, не прибегая к замене головки топливного насоса. Клапан заменяется путем его выпрессовки, но перед осуществлением этой операции следует удалить кернения, препятствующие этому. После того, как клапаны будут установлены, их следует закернить в трех местах на седле.
- Все детали, установленные в топливный насос, подлежат промывке бензином и осушению с помощью сжатого воздуха.
- Собирается топливный насос в порядке, обратном его разборке.
- При выполнении сборки топливного насоса ВАЗ 2101, устройство подразумевает ориентировку выступающего лепестка диафрагмы.
- Отверстия, которые имеются в дистанционной прокладке, служат для устранения топлива в том случае, если диафрагма имеет какие-либо повреждения.
- При сборке топливного насоса постарайтесь установить узел диафрагмы так, чтобы отверстия в дистанционной прокладке не располагались близко к приемной трубе глушителя.
- Затяните винты, крепящие головку к корпусу топливного насоса. При этом проследите, чтобы рычаг ручной подкачки топлива был отжат.
Иногда бывает очень сложно найти причину неисправности. Но существует метод, проверенный многими автовладельцами. Для того, чтобы выявить поломку, следует отсоединить шланг от патрубка нагнетания и с помощью рычага ручной подачи горючего нужно проверить, подается ли топливо вообще. В случае, если топливо не подается, то следует отсоеденить трубопровод от патрубка всасывания и установить наличие разряжения на выходе. Если разряжение имеется, то причину неисправности следует искать в трубопроводе, а если разряжения не наблюдается, то скорее всего, неисправен насос.
Для того, чтобы осуществить очистку и проверку деталей топливного насоса, нужно:
- Отвернуть болт, который обеспечивает крепление крышки.
- После этого можно снять крышку, а заодно и фильтр.
- Далее нужно отвернуть болты, которые закрепляют диафрагменный узел. Они находятся на нижней крышке.
- Диафрагменный узел нужно вынуть.
- После этого нужно промыть все детали бензином, после чего продуть.
- Обязательно проверьте все детали на целостность, а также клапаны на предмет заедания.
- После проверки детали заменяются, а прокладки перед установкой смазываются маслом.