Сев за руль своего нового автомобиля, вы мчитесь по дороге. Мимо вас пролетают машины, вы приятно наслаждаетесь скоростью. Вы видите, как проезжающий мимо вас водитель мигнул фарами, а человек, который едет сзади – включил дальнее освещение. Как это понимать, ведь день на дворе? Как и в обычной жизни, на дороге, есть свои неписаные правила и законы. Однако не все водители знают об их трактовке. Не стоит паниковать, сейчас мы расскажем, какими условными знаками пользуются автомобилисты на дороге.
Допустим, вы уступили дорогу спешащему за вами автомобилю. А ее водитель, в свою очередь, включил в ответ аварийную сигнализацию. А ведь оказывается он, таким образом, вас поблагодарил за то, что вы подвинулись и создали ему удобные условия для обгона. О таких световых сигналах знают во всех странах. А вот язык понимают не все. А кто-то пользуется им абсолютно безграмотно: без всякого повода мигает фарами, пугает гудком соседей в ближнем ряду, а то и вовсе строит устрашающие рожи. Одним словом – создает агрессивную и даже нервозную обстановку. А ведь любой автовладелец признается: душа поет после встречи с доброжелательным и вежливым коллегой-водителем на трассе. Исходя из мнения самих водителей, подобные сигналы помогают создать доброжелательную обстановку при вождении и повысить безопасность движения. Сотрудники Дорожной Полиции весьма положительно относятся к их применению.
Давайте выучим язык дорожного общения, чтобы верно понимать друг друга. Вот какой список сигналов используют автомобилисты.
Один из самых распространенных сигналов на наших дорогах — пара кратковременных включений дальнего света. Это значит, что по ходу движения впереди сидят притаившиеся в засаде сотрудники ДПС. Или что на пути машины есть какая-нибудь опасность (открытый люк, карстовый провал, ДТП и т. п. ). Получив от встречных водителей такое предостережение, не поленитесь жестом руки их поблагодарить, делать это надо обращенной ладонью вперед. Зачастую, мигают несколько встречных автомобилей, так что вы, скорее всего, не пропустите этот сигнал.
Один длинный ”сигнал” дальним светом сзади означает: ”Уступи дорогу! ”, а если в бок (при перестроении в городской толчее) или в лицо — ”Пропусти! ”. Первый вариант может сопровождаться рассерженным и длинным звуковым сигналом. Такая комбинация сигнала применяется также в ситуациях при обгоне близких к экстремальным, когда, при выскакивании на ”встречную”, автомобилисты на дороге не успевают завершить маневр и просят встречный автомобиль принять правее, чтобы нормально разъехаться.
Один короткий ”выстрел” в бок или в лицо дальним светом в городском заторе значит: ”Пропускаю, проезжай! ”. Актуален, когда, к примеру, встречной машине надо повернуть, а ”пробка” на дороге мешает ей совершить такой маневр.
Есть одна хорошая водительская привычка — они всегда включают сигналы поворота, даже если это и не нужно, на первый взгляд. Запомните это, как правило: «поворотники являются языком водителя, тот, кто ими не пользуется - немой» Если вы уверены, что ”поворотники” предназначены только для указания направлений движения, вы глубоко ошибаетесь — ими можно делать ещё много полезных вещей. К примеру, в крайнем левом ряду включение левого ”поворотника”— это просьба впереди едущему автомобилю принять правее и дать возможность обогнать его. Он довольно редко применяется, и чаще всего сочетается с «выстрелом» дальним светом. Левый указатель поворота, включенный на трассе водителем машины, которая совершила обгон, однако пока не возвращается на свою полосу — сигнал для остальных, тянущихся, к примеру, за трактором автомобилей, о том, что на полосе впереди свободно и можно вслед за ним совершать обгон.
Если вы увидели, едущую следом машину, включившую правый указатель поворота и мигнувшую несколько раз дальним светом, значит, вас догнал старый знакомый или дорожный рэкет, — этот сигнал-просьба остановиться у обочины.
Правила подачи знаков условными знаками с помощью ”поворотника”:
1. Если вы хотите повернуть на перекрестке, перед которым недалеко расположен еще один перекресток, не включайте указатели поворота, пока не проедете первый перекресток.
2. После того, как повернули, не забудьте посмотреть, выключены ли ”поворотники”. Если вы поворачиваете плавно, автоматическое выключение сигналов может «не пройти», а это даст повод иным участникам движения выбрать необходимую траекторию.
3. Указатели поворота надо включать не менее чем за 5 секунд до начала маневра. Не стоит перенимать плохую привычку не выключать указатель при повороте вправо — это опасно!
4. Если дорога вашего следования поворачивает, а вы продолжаете дальше двигаться по той же полосе, сигналы поворота можно не включать.
5. Когда вы движетесь задним ходом, включайте ”поворотники” с соответствующей стороны, в которую будет поворачивать зад вашей машины.
На двусторонних узких трассах обогнать длинный грузовик, тем более с прицепом, становится огромной проблемой, так как за высоченным задом прицепа ничего не видно, помимо нового ведра, которое болтается внизу. Однако ”дальнобои”, зачастую включая ”поворотник”, помогают совершить обгон. Левый обозначает – что впереди едет машина, а правый — смело можно ехать.
В ответ на подобный жест после обгона надо несколько раз моргнуть ”аварийкой”, что будет означать ”Спасибо! ”. Иногда приятно услышать после такого сигнала басовитый короткий гудок в спину: ”Нет проблем... ”. На трассе большие фуры тоже уязвимы. Когда фура идет на обгон, в темноте ее водитель не видит, опередил он автомобиль или нет. Считается, как правило хорошего тона, если водитель обгоняемого автомобиля мигнет дальним светом, показывая, что фура может завершить обгон.
Вообще ”аварийный сигнал” имеет широкое применение. Наподобие случая с дальнобойщиками, если кто-то пропустил вас на дороге, заранее перестроившись, им принято благодарить. Если вы не хотите тянуться к кнопке аварийной сигнализации (или она располагается в неудобном месте, и ее не так легко быстро нажать), можете щелкнуть вначале левым, а затем правым ”поворотником” – это аналогично ”аварийке”.