Применение в автомобилях сальников, направленных на уплотнение валов двигателя, имеет свои особенности, а именно – это касается материалов, из которых сальники изготавливаются. Это термостойкие материалы FPM (VITON) или VMQ (Silicone). Поскольку обычный материал NBR, в условиях высокой скорости вращения вала, а значит – высоких температур будет, что называется, "подгорать" и, соответственно, разрушаться.
Следующий узел, требующий специального подхода к сальникам – ступиц автомобилей. Манжеты для данных узлов должны быть повышенной прочности и достаточно сложной конструкции, т. е. армированные и с наличием дополнительных грязе – и пылезащитных кромок, комбинаций сальников и V-RINGa. Зачастую у подобных конструкций наружные посадочные поверхности бывают необрезиненными для более жесткой посадки в корпус.
Теперь рассмотрим подробнее сальники, применение в автомобилях.
Как ни забавно, сами сальники – весьма недорогие по цене детали, но вот их замена многократно дороже самих сальников. И если при замене некоторых других деталей имеет смысл экономить на стоимости самих запчастей, то в данном случае это было бы по меньшей степени глупо. А кроме того, подобная экономия может негативно сказаться на ходовых качествах и надежности самого авто.
Как ни грустно, но опыт использования сальников различных производителей свидетельствует не в пользу отечественного производителя. У сальников импортных производителей есть один, но большой плюс – материал, из которого изготавливаются данные детали, имеет большую эластичность, что гарантирует лучшую сохранность поверхности детали, которая контактирует с сальником, и сам сальник будет служить значительно дольше.
Но если нет возможности выбирать между производителями и приходится брать отечественные, то предпочтительней использовать сальники, выполненные из материала коричнево-красного цвета, они наиболее надежны и проявляют большую стойкость к воздействию моторного масла.
Кроме того, очень важно при покупке сальников обращать внимание на маркировку. Все надписи на сальниках, все равно – отечественного или импортного производства, должны быть четкими и легко читаемыми. Кроме надписи, на сальниках должен быть логотип фирмы-производителя. Сальники с маслосгонными наклонными рисками обязательно должны иметь на корпусе стрелку, которая указывает направление вращения вала. Особенно это важно при установке неродных уплотнителей для валов. Направление вращения вала должно совпадать с направлением, указанным на сальнике.
При подборе неродных сальников, следует учитывать некоторые особенности их применения в автомобилях.
Сальники в автомобилях должны не только подходить по размеру, но и должны быть предназначены для той же среды, что и заменяемые.
В автомобилях сальники, при размерных отклонениях от оригинала, можно использовать только после: либо изменения размеров установочного гнезда, либо диаметра вала. Если наружный и внутренний диаметры совпадают, еще важно, чтобы ширина нового сальника не слишком превышала ширину оригинального (зачастую допускается 2,5— 3 мм. в большую или меньшую сторону). Если сальник тоньше оригинала, то его установка не вызывает особых проблем, но, возможно, потребуется установить дистанционное кольцо по внешнему диаметру. Его ширина равна разнице между оригинальным и новым сальником.
В случаях, когда сальник не удается подобрать по внешнему диаметру, есть два варианта: можно расточить посадочное гнездо в случае, когда сальник больше, или использовать переходное кольцо (его запрессовывают в посадочное гнездо) в случае, если сальник меньшего внешнего диаметра. Разумеется, второй вариант предпочтительней, поскольку переходное кольцо при необходимости можно удалить без особых проблем и установить оригинальный сальник, а вот при расточенном посадочном месте это сделать будет уже сложно.
Если внешний диаметр устанавливаемого сальника полностью соответствует посадочному месту, а вот внутренний несколько больше, то подтягивать пружину бесполезно, поскольку кромка сальника вывернется, и работать сальник все равно не будет. В таком случае самым правильным выходом будет запрессовать переходную закаленную втулку на вал, а затем ее отшлифовать под необходимый размер и отполировать.
Нюанс при замене сальника.
Существует еще одна неприятная особенность при замене сальников: на валу двигателя может появиться значительный износ от кромок предыдущих сальников. В таком случае нужно подобрать новый сальник так, чтобы его кромка либо была смещена относительно кромки оригинального, либо новый сальник должен быть установлен с дистанционным кольцом, которое отодвинет кромку от предыдущего положения.
Если у двигателя сильно изношены подшипники вала, то желательно использовать сальники с маслосгонными рисками.
Еще немного о типах сальников и об их использовании. Существуют сальники с дополнительными пыльниками, и при возможности все-таки следует именно им отдавать предпочтение, поскольку их ресурс значительно превосходит обычные, особенно если учитывать особенности наших дорог.
В процессе замены сальника нужно точно определиться, по какой причине старый сальник пришел в негодность. И важно четко разграничивать – какие недостатки возможно решить заменой сальника, а какие его замена только на время завуалирует, например, если под кромкой сальника повреждена сама поверхность вала или присутствуют свободные перемещения вала, которые просто недопустимы, то замена сальника проблемы не решит.
Что касается фирм, предоставляющих сальники, то наиболее предпочтительными являются: SM; АЕ; ELRING; FEDERAL MOGUL; GOETZE и др.
Что касается отечественных авто, то для них наиболее предпочтительными являются товары немецкой фирмы SM.
Однако и отечественного производителя списывать со счетов не следует, просто нужно быть внимательными при выборе и приобретении изделий.