После приобретения автомобиля в первую очередь нужно позаботиться о его защите от угона. Для решения этой задачи существует много разнообразных средств.
Создатели первых автомобилей не очень заботились об установке каких-либо противоугонных приспособлений. Салон автомобиля не закрывался даже от дождя, не то, что от злоумышленников. Замка зажигания тоже не было. Но этот недостаток уже через некоторое время пришлось устранять.
В дальнейшем в ходе борьбы конструкторов с угонщиками была создана самая лучшая защита от угона автомобиля, вернее ряд совершенно разных устройств и даже комплексов, задача которых - защитить автомобиль от несанкционированного доступа посторонних лиц и предотвратить его кражу, а некоторых систем - и помочь разыскать угнанную машину. Так, сначала появились штатные средства защиты (дверные замки, замки зажигания и иммобилайзеры). Затем создали множество дополнительных «противоугонок» - механических, электронных и даже с использованием искусственных спутников Земли. Обо всех этих средствах мы и поговорим.
Блокираторы
Блокираторы - это механические противоугонные средства, дополняющие штатные замки дверей и зажигания. Их задача - помешать доступу в определенные места автомобиля (подкапотное пространство и багажник) либо не дать возможности управлять машиной (блокираторы коробки передач и раздаточной коробки, руля и рулевого вала, педалей). Цены на блокираторы существенно различаются в зависимости от фирмы-производителя модели автомобиля и составляют от 90 до 350 у. е. с установкой. Основные марки -Mul-T-Lock, Bear-Lock, Construct. Есть и дешевые замки рулевого колеса, рулевого колеса и педалей или только педалей отечественных и азиатских производителей стоимостью от 60 гривен.
Разработаны также механические системы, которые посредством встроенного в пневмо- или гидроприводы тормозной системы или сцепления клапана при первом же нажатии на педаль блокируют тормозные механизмы (колеса остаются заторможенными, что исключает дальнейшее движение) или сцепление (оно остается выключенным, поэтому крутящий момент на колеса не передается). Пример - система Technoblock по цене от 850 до 1000 у. е.
Механические блокираторы усложняют угон автомобиля, так как на демонтаж или разрушение запирающих элементов нужно время. Существует мнение, что если на угон автомобиля требуется более 5 минут, то его просто оставляют в покое и ищут другой, менее защищенный.
Механические блокираторы наиболее эффективны в сочетании с автомобильными сигнализациями.
Устойчивость к электронным отмычкам угонщиков (сканерам, грабберам).
Высокая надежность в случае использования качественных материалов.
Эти приспособления бесполезны, если машину увозят на эвакуаторе.
Сигнализации
В данную группу входят многочисленные устройства, основная задача которых - известить окружающих и хозяина автомобиля о попытке проникновения в машину. Как правило, они включают в себя электронный блок управления, различные датчики (удара, объема), микровыключатели, подающие сигнал об открывании капота или багажника. Об открывании дверей обычно сигнализируют штатные концевики дверей, используемые для включения света в салоне. При попытке несанкционированного доступа срабатывает сирена и мигает аварийная сигнализация (габаритные огни или «поворотники») и подается сообщение на пейджер, который находится у владельца (если сигнализация снабжена функцией обратной связи).
В последнее время сигнализаций в так называемом чистом виде уже практически нет, поскольку в них добавлены различные функции или устройства, задача которых - воспрепятствовать угону. Это иммобилайзеры, блокировки зажигания и стартера. Большинство сигнализаций предоставляют и различные сервисные функции (управление дверными замками, стеклоподъемниками, люком, дистанционный запуск двигателя и т. п.). Наиболее распространенными являются сигнализации торговых марок Pantera, Alligator, Scher-Khan. Sheriff. Black Bug. Их цена колеблется от 60 до 1700 у. е.
В сочетании с блокираторами обеспечивают надежную защиту от злоумышленников.
Большой выбор, простота установки.
Недостаточная степень защиты (без дополнительных устройств).
Не препятствуют движению автомобиля (если отсутствуют блокировки различных систем автомобиля).
Электронные «противоугонки»
Электронные противоугонные устройства, называемые иммобилайзерами, не позволяют запустить двигатель без выполнения определенных действий или наличия у сидящего за рулем специального брелока, в который вмонтирован микрочип, генерирующий кодированный сигнал. В случае отсутствия такого сигнала (при несанкционированном доступе в автомобиль) блокируется либо цепь управления стартером, либо цепь зажигания, либо цепь питания электрического бензонасоса. Для этого предусмотрены специальные реле (чаще всего замаскированные под штатные определенного автомобиля). По команде блока управления или после нажатия кнопки на брелоке они разрывают одну из указанных электрических целей или сразу несколько. В устройствах с так называемыми «метками» или противоразбойными карточками (специальными минипередатчиками, передающими кодированный сигнал), двигатель работает, только если в машине сидит владелец с этой самой меткой. При попытке силового захвата, когда хозяина выбрасывают из машины, через определенное время (за которое угонщикам удается отъехать на 300-400 м), блок управления иммобилайзером теряет связь с передатчиком и двигатель глохнет. Чтобы снова запустить мотор, необходимо ввести специальный код.
«Дедовские» методы
По мнению некоторых угонщиков, снижают интерес к автомобилю различные нестандартные, в том числе и самодельные, противоугонные системы. В 70-80-е годы прошлого столетия «умельцы» устанавливали заслонки, перекрывающие выхлопную систему, электрические и механические клапаны в топливной системе, различные скрытые выключатели «массы», выключатели, разрывающие цепи системы зажигания, и т. п. Среди экзотических конструкций были даже штыри, которые устанавливались в забитую на месте стоянки трубу и крепились замком к трубе и автомобилю. Такие изделия действительно повышают защищенность авто, но применимы далеко не на всех машинах.
Развитие мобильной связи позволяет реализовать функцию идентификации владельца при помощи его мобильного телефона. В подобных системах используется сигнал, который является индивидуальным для каждого аппарата. Таким образом, система «узнает» хозяина машины и позволяет ему запустить двигатель автомобиля. Но самые «продвинутые» противоугонные системы, например Biocode-Auto, Woodoo, используют биометрическую идентификацию. Это не что иное, как применение отпечатка пальца хозяина в качестве ключа. Причем таких «ключей» может быть внесено несколько и каждый дает отдельную команду. Допустим, указательный палец - Все нормально, я один», средний - «Тревога! Меня заставили открыть машину!», безымянный - «Оставляю в ремонте, пока не приду - не срабатывай» и т. д.
В сочетании с механическими блокираторами обеспечивают надежную защиту от злоумышленников;
Возможность дистанционной остановки автомобиля, в том числе и по мобильному телефону.
Надежность любой системы может быть уменьшена «типовой» для всех машин установкой.
Угонщики изучают новинки рынка автосигнализаций и нередко находят способы борьбы с «умной» электроникой.
Спутниковые системы
Развитие систем ориентирования с использованием космических аппаратов (например, GPS) и мобильной связи дало возможность разработать противоугонные средства нового поколения. Каждый автомобиль, оснащенный такой системой, в автоматическом режиме связывается с диспетчерским пунктом. Связь эта - двухсторонняя. Владелец (или оператор диспетчерского пункта) может управлять определенными санкциями (включение сигнализации, остановка двигателя, уточнение состояния охраняемых зон и т. д.), а автомобиль передает информацию на пункт и владельцу. Самое полезное то, что автомобиль передает сигнал системе ориентирования, которая определяет, где он находится. В результате угон такой машины теряет всякий смысл. Ведь даже если его везут на прицепе, координаты постоянно известны (сложность может возникнуть только при перевозке автомобиля в металлическом контейнере). Остается лишь отправить в запланированную точку встречи группу захвата. Не имеет значения и расстояние от автомобиля до брелока управления противоугонной системой. Системы, использующие спутниковую навигацию подают сигнал тревоги на диспетчерский пункт, даже если связь с владельцем автомобиля отсутствует. Компании, предлагающие такие средства защиты, обычно заключают договор с Министерством внутренних дел и поддерживают прямую связь с оперативными дежурными службы «102», поэтому на место стоянки машины тут же направляется один из патрулей. Некоторые операторы устанавливают специальные приемники на патрульные автомобили, и их экипаж может видеть перемещения угоняемого автомобиля.
Самая высокая степень защиты от угона:
Наличие скидок до 70% на страхование авто по риску угона во многих страховых компаниях, что дает снижение стоимости страхового взноса на 20%.
Некоторые системы помогают в режиме реального времени уточнить ситуацию в автомобиле при получении сигнала тревоги, для чего в нем установлены видеокамера и микрофон.
Наличие дополнительных сервисных функций (например, дистанционный запуск двигателя). При этом расстояние до авто практически не имеет значения;
Получение подсказок оператора, как проехать в то или иное место, в том числе и за границей, бронирование места в гостинице, вызов диспетчером врача на место ДТП и др.).
Высока цена самой системы (от 1000 до 2400 у. е.) и ежемесячная абонентская плата за обслуживание (25-30 у. е.).
На работоспособность системы влияют различные экранирующие материалы (если при угоне автомобиль перевозят в закрытом металлическом фургоне, в тоннеле и т. п.).