Аккумулятор состоит из шести блоков отрицательных и положительных пластин, разделенных между собой сепараторами. Новый АКБ может быть сухозаряженным или залитым. Плюс сухозаряженных аккумуляторных батарей — их можно долго хранить (3-5 лет). Для залитых аккумуляторных батарей положительным является то, что АКБ сразу готова к использованию, нет необходимости покупать и заливать электролит.
При установке нового аккумулятора, надо проверить правильность полярности выводов – бывает заводской брак (диаметры выводов и обозначения могут не соответствовать действительности). Эта проверка займет несколько секунд, но спасет от возможных финансовых затрат.
Признаками выхода из строя аккумулятора в автомобиле можно назвать следующее: батарея зарядилась, но заряд не держит; батарея не заряжается. Чаще всего, причиной неисправности является не дефекты АКБ, а наличие дополнительного оборудования, забытых включенными габаритов, тока утечки (это характерно для не новых автомобилей). Можно попробовать тренировать батарею, но если осыпалась активная масса пластин или кристаллизовался сульфат цинка, то это уже непоправимо.
На срок службы аккумулятора влияют следующие факторы: температура окружающей среды, исправность электрооборудования, регулярный контроль батареи, условия эксплуатации. Сократить срок службы могут поездки на короткие расстояния, частые запуски двигателя, неисправности электрооборудования, несвоевременное обслуживание, ненадежное крепление АКБ. Разрядившись полностью, аккумулятор может не восстановить первоначальную емкость. Батарею, разряженную на 50% летом и зимой более чем на 25% надо снять и зарядить – это должно быть аксиомой.
Как увеличить срок службы аккумуляторов в автомобиле? Сложно дать ответ на этот вопрос. Для начала надо залить электролит, который соответствует не только климату региона, но и сезону эксплуатации. Для теплого времени года плотность электролита должна быть 1,20г/см3, при работе до -15ºС – 1,24г/см3. Следование такой точности снижает скорость сульфатизации пластин и увеличивает срок службы аккумулятора в автомобиле. Также на срок работы АКБ влияет средний уровень заряженности, надо следить, чтоб она поддерживалась около 75%.
В течение эксплуатации необходимо регулярно проверять уровень электролита. Низкий уровень свидетельствует об излишней зарядке, обычно это вызывается неисправностью генератора. Нехватка электролита в одном каком-либо из элементов сигнализирует о скором выходе из строя всей АКБ.
Есть важная особенность у электролита, при зарядке аккумулятора его уровень немного повышается. Это необходимо учитывать при доливании в АКБ. Потому как если кислота вытечет и попадет на корпус батареи или на детали кузова, она их повредит.
Далее необходимо отрегулировать двигатель, чтоб он запускался с полоборота. Это спасет АКБ от глубокого разряда. Уменьшив время работы стартера в два раза при 6-8 каждодневных пусках, можно увеличить срок службы аккумулятора примерно в 1,5 раза. Измерьте напряжение на клеммах АКБ, оно должно быть в пределах 13,8…14,4В. При необходимости отрегулируйте реле-регулятор.
По словам специалистов «если есть зарядное устройство – ставить АКБ при любой возможности на подзарядку малым током (1-2А)». Одно это при регулярном выполнении (не реже раза в месяц) увеличит срок службы АКБ примерно на год.