С наступлением тридцатых годов двадцатого века в Западной Европе и Соединенных Штатах Америки большой популярностью стали пользоваться малолитражные автомобили, которые могли приобрести граждане этих стран. Правительство Советского Союза было озадачено И. В. Сталиным о начале выпуска малолитражных транспортных средств, изготовленных в Советском Союзе. Прототипом явилась американская модель автомобиля «Форд-Т». Создание проекта кузова было поручено инженерному конструкторскому составу Горьковского автомобильного завода.
Малолитражная модель автопроизводства СССР.
Над созданием проекта агрегатов и узлов: шасси, двигателя занимались и конструкторы НАТИ. Руководил этой группой конструкторов Островцев. Впоследствии данная конструкторская группа была перебазирована на завод КИМ, где был уже создан целый конструкторский отдел.
Все литье и крупная штамповка для обеспечения выпуска малолитражных автомобилей, с рабочим названием «КИМ-10», обязан был поставлять горьковский автомобильный завод. Рамы и рессоры выпускались автомобильным заводом имени Сталина. Забота о выпуске остальных комплектующих деталей ложилась на плечи сорока двух смежных предприятий. Все остальное, в том числе и окончательная сборка малолитражных автомобилей, планировалась создаваться на автомобильном заводе КИМ. Так впервые был запланирован выпуск легковой модели советских автомобилей с развитием массового производства, для удовлетворения потребностей граждан Советского Союза. Согласно утвержденного плана Горьковский автозавод в 1941 году должен был осуществить выпуск малолитражек в количестве пятидесяти тысяч единиц советских автомобилей.
Впервые модели автомобилей «КИМ-10» появились 25 апреля 1940 года. Но это были еще только опытные образцы, хотя это не помешало им принять участие в первомайской демонстрации, в качестве показателя достижений советского автомобилестроения. С приходом осени на автомобильном заводе КИМ грянул гром. Заявившийся на предприятие корреспондент тиснул в газету статейку о якобы начавшемся массовом выпуске модели советских транспортных средств «КИМ-10», размещен был и снимок. В конечном итоге проводилось расследование на самом высоком уровне по вине незадачливого корреспондента, который не согласовал свою статью с директором завода Кузнецовым, а также с наркомом среднего машиностроения Лихачевым.
Шум был поднят из-за того, что машина должна была быть сначала показана руководителю страны И. В. Сталину, и только потом положено начало ее массовому выпуску. Итог этой всей истории печальный. При осмотре были обнаружены ряд конструктивных недостатков, начиная с неправильного выбора типа автомобиля. Директор автомобильного завода отдан под суд по статье «за ввод в заблуждение советской общественности». Нарком Лихачев отстранен от должности.
Основная причина была в создании двухдверного кузова автомобиля, который обходился казне по стоимости дешевле, чем автомобиль с четырьмя дверями. Но при выходе из автомобиля пассажиров с заднего сидения создавались неудобства. Подвергнуты критике были и фары, установленные на передних крыльях, обнаружено было еще ряд серьезных недостатков. Конструкторской группе Горьковского автомобильного завода пришлось начинать новое проектирование по созданию малолитражного автомобиля с четырьмя дверями и серьезным изменением внешнего вида. До 22 июня 1941 года удалось создать и собрать два опытных образца подобного автомобиля модели КИМ-10-52. Из выпущенных пятисот комплектов штамповки на заводе были собраны двухдверные кузова. Фары вмонтированы в обтекатели, которые хорошо и плавно вписывались в боковины капота двигателя.
Если западная Европа признала народными автомобилями «Фольксваген Жук» и «Ситроен 2CV». То модель КИМ-10-52» должна быть признана народной в Советском Союзе.
Начало Великой Отечественной войны отодвинуло создание легкового автотранспорта для нужд населения на неопределенное время. Весь легковой транспорт, находящийся в личном пользовании, был изъят для армейских нужд.
Взлет автомобилестроения в СССР.
Как бы войну не проклинали, но она является тем самым двигателем прогресса, всего нового, что появляется в конструкторских головах с различными направлениями. Немецкая трофейная техника, состоящая из «Опелей», «БМВ» и «Мерседесов» еще долго после войны колесила по российским просторам и бездорожью.
С наступлением 1947 года была начата работа по созданию нового легкового автомобиля «Моквич-400» на заводе «КИМ» с применением трофейного оборудования немецких автомобильных заводов «Опель». Начат был выпуск моделей легковых авто «Побед» и ЗИМов». Все стали сразу поступать в продажу на потребительский рынок.
В июне 1945 года прямо на Кремлевских площадках состоялся просмотр моделей автотранспорта, которые предназначались к началу производства. Как всегда, на подобном показе присутствовал И. В. Сталин. Из показанных автомобилей была выбрана модель КИМ-10, являвшаяся к тому уже времени модернизацией автомобиля «Опель». Внесения изменений в конструкцию не были разрешены.
Как сказали бы сегодняшние современники, линейка легковых автомобилей, предназначенных для нужд народа, была определена. К тому времени автомобильный завод КИМ поменял свое название, став Московским заводом малолитражных автомобилей. В связи с отсутствием своего кузнечного производства, литье и штамповка для модели «Москвич-400» отливалась на заводах «ЗИС» и «ГАЗ».
Уже в январе 1947 года с конвейера сошли первые пятнадцать моделей «Москвич-400», в феврале выпуск уже составлял пятьдесят единиц легковых автомобилей. Необходимо отметить, что это были очень тяжелые годы после окончания войны, шло время восстановления всего народного хозяйства.
В 1948 году заводом был освоен выпуск экспортных автомобилей. По рассказам очевидцев, те первые экспортные модели советских машин оценивались покупателем самой высокой оценкой, отдавая большее предпочтение по отношению к немецкому «Опелю». Отмечалась в первую очередь надежность и крепость стали автомобилей, изготовленных в Советском Союзе.