Соответственно по графику текущего обслуживания автомобиля, его системы охлаждения и отопления должны опорожняться, тщательно промываться и заполняться новой свежей смесью антифриза и воды. Такое нехитрое обслуживание дает возможность практически полностью предотвратить коррозию внутри тракта, отвечающего за охладительный и отопительный процесс, а также повысить эффективность всей системы на довольно высокий процент.
В ходе работы с отопительной и охлаждающей системой надо обязательно проверять состояние всех ее шлангов, а также крышки горловины радиатора. Не нужно проводить промывку или прочие процедуры, пока поврежденные компоненты не будут заменены, иначе эффективность обслуживания может достаточно сильно упасть. Кроме того, ни в коем случае нельзя забывать о самых элементарных мерах предосторожности, поскольку они обязательно должны быть соблюдены во избежание непредвиденных проблем в процессе промывки и опорожнения охлаждающе-отопительной системы автомобиля.
Опорожнение.
Прежде, чем промывать систему, ее необходимо сначала опорожнить, а потому будет уместным немного рассказать также и об этой процедуре. Ведь без опорожнения промывки системы охлаждения и отопления не смогут принести самого оптимального результата. Так каков же порядок опорожнения, этой простой, но очень важной процедуры? Для начала нужно взвести стояночный тормоз и подставить под колеса противооткатные башмаки. Если возникнет такая необходимость, защиту картера можно снять. Приступать к опорожнению можно лишь тогда, когда двигатель полностью остынет – то есть, не меньше, чем через несколько часов после его затухания. Время остывания, как известно всем автолюбителям, напрямую зависит от длительности работы до выключения.
Когда двигатель остынет, необходимо снять крышки с расширительного бачка, предварительно обернув их ветошью во избежание возможного получения ожогов. Далее следует снять пробку и подсоединить отрезок подходящего шланга к патрубку слива внизу радиатора, чтобы выпустить из него охлаждающую или отапливающую жидкость. При этом нужно следить, чтобы отрезок шланга обязательно был опущен в заранее приготовленную для этого емкость. Бывает также, что пробка прикипает, а то и вообще не предусматривается: в таком случае нужно отсоединить от радиатора его нижний шланг и слить через него жидкость. Ее нужно спускать в сливную емкость подходящего объема, чтобы антифриз или другая жидкость ни в коем случае не попала на открытые участки кожи или, что страшнее всего, в глаза.
Нужно знать также и то, что, если в блоке цилиндров сливных пробок нету, то полностью удалить жидкость невозможно и при создании свежей смеси этот факт нужно обязательно принять во внимание. Ну, а во время слива жидкости стоит отсоединить от расширительного бачка шланг и снять этот бачок. Затем его следует помыть изнутри чистой водой, в случае необходимости растворив в ней мыло. Уровневые метки на стенках бачка стоит очистить. После этого надо проверить состояние шлангов радиатора и шлангов системы охлаждения и отопления, а также их крепящих хомутов на патрубках и штуцерах. Дальше нужно обязательно заменить все поврежденные элементы и отдельно промыть радиатор, чтобы предотвратить возможность блокировки тонких каналов теплообменника. Заблокированы они могут быть потому, что в них могут набиться отложения, которые вымываются из двигателя (а конкретно из его водяной рубашки). Кроме того, не помешает отдельно промыть и теплообменник.
Промывка.
Ну, а теперь перейдем непосредственно к промывке системы отопления и охлаждения. Для того, чтобы осуществить эту важнейшую процедуру, нужно сначала отсоединить от радиатора верхний шланг и нижний шланг. Затем нужно взять обычный садовый шланг, вставить его в патрубок верхнего радиаторного и включить воду, продолжая промывку до того момента, когда из другого конца не потечет абсолютно прозрачная и чистая струя воды. Если загрязнение шланга является особо сильным или же проходимость радиатора оказывается нарушенной, необходимо снять радиатор и произвести его промывку обратнопоточным методом. Этот метод характеризуется заправлением садового шланга в нижний патрубок. При этом положительный результат не заставит себя долго ждать. Если же и такой способ промывки не помогает, то нужно отвезти радиатор в автосервис, где силами профессионалов будет проведен его полный восстановительный ремонт.
Чтобы удалить из тракта системы охлаждения и отопления различные отложения и продукты коррозии, нужно провести химическую обработку, подробная инструкция которой обычно указывается непосредственно на упаковке химического препарата. Тем не менее, если промывка системы проводится регулярно, а все жидкости заменяются при первом же намеке на устарение, химическая обработка вряд ли понадобится. Ну, а для того, чтобы промыть водную рубашку двигателя, нужно сначала снять термостат, а затем отсоединить от радиатора его нижний шланг. После этого в отверстие, которое предназначается для установки термостата, следует заправить обычный садовый шланг и включить подачу воды. Промывка должна продолжаться до тех пор, пока струя, вытекающая из нижнего шланга, не станет абсолютно чистой и прозрачной. Ну, а по завершении промывки всей системы остается лишь вернуть термостат на место, установить шланги в их исходное положение и вставить всю конструкцию обратно в автомобиль, предварительно высушив ее до полного исчезновения влаги.
Напоследок однозначно стоит сказать, что такие процессы, как промывка и опорожнение охладительно-отопительной системы вполне возможны и даже рекомендованы для собственноручного проведения. Но при появлении малейших осложнений нужно обязательно обратиться в автосервис, иначе столь важные для автомобиля «органы» могут попросту отказать долго жить в самый неподходящий момент.