Как мы все знаем, существует разные виды лебедок. Но сейчас мы будем вести речь о наиболее распространенных – электрических лебедках для внедорожников и каждый владелец автомобиля отметит для себя, как выбрать лебедку на машину.
Модели лебедок
«Т-МАКС» – Китай. Бюджетный вариант, является копией всем известной «Милли маркер». Но не стоит вестись! Китайские друзья экономят на материалах. Лебедка на машину имеет классическую конструкцию – 3-4-ступенчатый планетарный редуктор.
Достоинства – низкая стоимость. Недостатки – нечеткое включение передачи, конструкция роликов ненадежна, длина троса излишняя.
«Кам-Ап» – Тайвань. Несколько дороже, чем предыдущая модель. Является доработанной копией «ВАРН». В целом на вид выглядит лучше.
Достоинства – низкая цена при высокой надежности, отличная четкость включения передачи. Недостатки – длина троса излишняя.
«ВАРН» – США. Модель премиум-класса. Классическая во всех смыслах. Лучшая по качеству, использованы качественные материалы, аккуратно все выглядит. У модели «Ти» – наиболее продвинутый дизайн.
Индексы грузоподъемности
Выбрать лебедку на машину в зависимости от индекса грузоподъемности. В диапазоне 8000-12000 большинство лебедок имеет одинаковые двигатели, а самое главное отличие заключается в передаточном числе редукторов. Редуктор с пониженным числом создает больше усилие, а мотор меньше тратит энергии при больших нагрузках.
Лебедки с большим индексом стоят дороже и более надежны при одинаковых условиях эксплуатации. Более мощные лебедки отличаются большими габаритами, весом и толщиной троса.
Условия эксплуатации
1. Для периодического преодоления бездорожья, поездок на рыбалку, охоту, отдых.
2. Экстремальный туризм.
3. Умеренный спорт, покатушки.
4. Для крупных спортивных соревнований, где важен результат.
5. Для работ, не связанных с вытаскиванием автомобиля.
6. Для виду, типа пусть на всякий случай будет.
В первом варианте лучше всего подойдут модели с небольшой грузоподъемностью, начиная от индекса 6000. Скорость намотки троса значения не имеет.
Во втором случае точно также.
В третьем случае больше подходят Кам-Ап 9000, Т-МАКС 9500, ВАРН 9000 и мощнее, можно и воспользоваться моделями предыдущих случаев.
В четвертом – экономичный и нормальный вариант. Т-МАКС 12000 – если экономим. А нормальный – Кам-Ап и ВАРН 12000 и 15000.
Пятый случай – ВАРН 2500, Т-МАКС 4500 и больше.
Шестой случай – скорее всего только ВАРН. В частности модель HS9500Ti
Мощность лебедок и автомобили
Как выбрать лебедку в зависимости от мощности. Для этого поделим авто по весовой категории на 3 класса: легкий, средний, тяжелый. Легкий – Нива, Дайхатсу, Исудзу, Спортаж и. т. д. Средний – УАЗ, Трупер, Паджеро, Дискавери… Тяжелый – Патрол, Лэнд Крузер, Дефендер 110.
Ясно, что мощность лебедки надо подбирать в зависимости от веса машины и с учетом задач. Легкому классу достаточно лебедки с индексом 6000. Среднему классу мы порекомендуем лебедки 8000-9500. Тяжелый класс – минимум 8000, для экстрима – 12000.
Уровень подготовки машины
Прежде всего – размер колес. Чем больше, тем мощнее лебедка нужна. Если колеса стандартные, то лебедка с индексом не более 9500, а если колеса 35 дюймов, то не менее 9500. Грузоподъемность лебедки = вес автомобиля умноженный на 2.
Рекомендации по использованию
Установка
Производится либо самостоятельно с учебником сопромата, либо в специальном сервисе. Если устанавливаем на стальную площадку, надо уголками усилить линии отверстий установочных болтов. Тогда база лебедки жестко зафиксируется, иначе установочная площадка прогнется при высоких нагрузках, и повредится редуктор.
Симметрично барабаны надо устанавливать ролики-тросоукладчики. Ширина проема роликов как правило на 2 см уже барабана. Распространенная ошибка – выставлять ролики вровень с барабаном, по одной стороне, что приведет к неправильной намотке, перехлестам и повреждениям лебедки.
Блок реле следует установить в салоне – так проще работать. При эксплуатации в тяжелых условиях двигатель рекомендуется загерметизировать, смазать дополнительно редуктор, оси роликов, передачу.
Работа
Настал момент проверить её в деле. Но сперва нужно кое-что приобрести – корозащитная стропа, стальной трос-удлинитель, перчатки и пару шаклов.
Начинается с размотки троса. Освобождаем барабан. Рычаг переводим в позицию «размотка». Следует разматывать трос почти на всю длину, но при этом на барабане чтобы оставалось не более 4 витков.
Не стоит спешить, выбирая куда тянуть. В глубокой колее, понятное дело, лучше вбок, чтоб выехать из колеи. Крепить нельзя к сухим деревьям. Если деревья толстые, то можно крепить трос на высоте более полутора метров. Елки меньше всего подходят для таких целей – легко выдергиваются. Используйте якорь, если нет крепких деревьев. В продаже их существует несколько видов.
Предположим, трос закреплен – начинаем тянуть! При выборе слабины троса надо сильнее его натянуть вручную, для того чтобы он плотно уложился и не повреждался при накручивании витков на барабан. После того как выбрались из засады, оставшийся трос перемотать полностью размотав.
Советы
Не лебедитесь вперед, если перед вами преграда. К примеру, машина или дерево.
Не поленитесь перецеплять или перематывать трос, если тянетесь на большое расстояние. Меняйте направление вытаскивания. При длительном использовании делайте перерывы, чтобы не перегреть лебедку.