Аккумуляторная батарея имеет основную функцию – надежно запускать двигатель. Есть и другая функция – при рабочем двигателе батарея является энергетическим буфером. В настоящее время кроме стандартных энергопотребителей, появились дополнительные сервисные устройства, которые улучшают безопасность движения и комфорт водителя.
Автомобильный аккумулятор необходим для того, чтобы обеспечивать автомобиль энергией при движении в городе с длительными и частыми остановками в тот момент, когда генератор не успевает снабжать энергией все включенные энергопотребители. Имеется еще функция – энергосбережение при выключенном моторе. Однако не стоит во время стоянки долго пользоваться электроприборами, когда двигатель работает на холостом ходу, так как это может привести к полной разрядке аккумулятора, в результате чего снизится его стартерная характеристика.
Еще аккумуляторная батарея нужна для аварийного электропитания. Если из строя вышли генератор, регулятор напряжения, выпрямитель или произошел обрыв ремня генератора, то батарея поддерживает работу всех электропотребителей, необходимых для безопасной езды до ближайшей станции.
Основные характеристики аккумуляторов для автомобилей включают такие параметры: емкость, полярность, внешний вид аккумулятора и ток холодной прокрутки.
Емкость аккумулятора
Емкость аккумулятора – это основной параметр аккумулятора. Емкость показывает, какое количество электричества может «поместиться» в аккумуляторе. Емкость измеряется в A/h – ампер/часах. В любой машине всегда должен соблюдаться баланс между аккумулятором, генератором, двигателем и прочей электросистемой машины. В этот список двигатель включили не по ошибке, так как в первую очередь аккумулятор должен обеспечить запуск двигателя, который является сердцем автомобиля.
Подбирается емкость аккумулятора так, чтобы двигатель запускался без проблем, аккумулятор должен доставлять достаточное количество тока, при этом в автомобиль нельзя ставить аккумулятор завышенной емкости. Так как генератор дает заряд на аккумулятор, помимо этого он должен снабжать достаточным количеством тока остальные электропотребители автомобиля, например, электростеклоподъёмники, фары, приемник. И тогда аккумулятору для полной зарядки будет не хватать тока.
Ток холодной прокрутки
Ток холодной прокрутки – параметр, который определяет пусковые свойства аккумуляторной батареи. Чем выше ток холодной прокрутки, тем легче аккумулятор заведет двигатель зимой. Если ток холодной прокрутки слишком низкий, то зимой аккумулятор не сможет завести двигатель. Слишком высокий ток увеличивает изнашивание щеток стартера, в результате чего снижается его ресурс.
Существует несколько стандартов определения уровня тока холодной прокрутки аккумуляторной батареи. Поэтому обычно на корпусе батареи пишется несколько величин тока, там же указывается стандарт определения величины тока (например, 520А (EN); 310А (DIN); 550А (SAE)).
Полярность аккумулятора
Важным параметром аккумулятора является его полярность. Если полярность подобрана неправильно, то полюсные провода не смогут достать до клемм аккумулятора.
Внешний вид
Существует также деление аккумуляторов для автомобилей по форме корпуса. Существует огромное количество корпусов, которые отличаются друг от друга. Чаще всего на российском рынке встречаются следующие.
«Европейский» корпус аккумулятора, высота которого равна 17,5-19 см. Небольшие прямоугольные углубления расположены в 2-ух углах корпуса, в этих углублениях находятся тоководы.
«Азиатский» корпус аккумулятора в высоту вместе с тоководами достигает 22-23 см. По углам корпуса находятся тоководы. Но иногда тоководы располагаются ровно по центру корпуса, тогда полярность у аккумулятора универсальная.
«Американский» корпус. В нем тоководы находятся на боковой стороне. Тоководы могут также одновременно располагаться на боковой части и в верхней части корпуса.
«Грузовой» корпус. В этом случае корпуса бывают разными, но наиболее распространенным является тот, у которого тоководы находятся на короткой стороне в верхней части корпуса.