Тормозная система автомобиля ЗИЛ 130 основана на пневматическом приводе. Компрессор при работающем двигателе нагнетает воздух в баллоны. При нажатии на тормозную педаль, через тормозной кран воздух поступает в задние и передние тормозные камеры около соответствующих колес автомобиля ЗИЛ 130. В тормозной камере расположена диафрагма. Она прогибается при увеличении давления и приводит в движение рычаги и шток. В результате поворачивается вал с разжимными кулаками, раздвигаются колодки, прижимающие их к тормозному барабану.
Тормозные колодки
Они изготавливаются из чугуна. Колодки стягиваются пружиной, опираются нижними концами на эксцентриковые пальцы, а верхними — на разжимный кулак. Колодни снабжены двумя фрикционными накладками. Чтобы колодки не смещались на бок, они удерживаются на одном конце накладкой, надетой на пальцы, на другом — скобой, которая охватывает стягивающую пружину. Разжимный кулак производится вместе с валом. На шлицованном внешнем конце вала закреплен рычаг, внутри которого размещаются червяк и червячная шестерня. При помощи штока рычаг соединен с диафрагмой, которая зажата между крышкой тормозной камеры и корпусом.
Компрессор
Компрессор с воздушными баллонами служит для поддержания постоянного запаса сжатого воздуха. У автомобиля ЗИЛ 130 для этих целей смонтирован двухцилиндровый поршневой компрессор. Он закреплен на головке цилиндров и в действие приводится ремнём от шкива вентилятора системы охлаждения. Состоит компрессор из картера, коромысла, двух впускных и двух нагнетательных клапанов с пружинами, шатунов, коленчатого вала, головки, блока цилиндров, двух плунжеров, поршней с кольцами, приводного шкива и двух штоков.
Из-за разрежения, создаваемого компрессором, поршень опускается вниз и нагнетательный клапан закрывается. Далее открывается впускной клапан и по патрубку в цилиндр компрессора поступает очищенный воздушным фильтром воздух. Когда поршень движется вверх, закрывается впускной клапан, воздух в цилиндре сжимается и его давление открывает нагнетательный клапан, через который в камеру головки и поступает воздух. Головка имеет водяное охлаждение.
Воздушные баллоны
Стальные воздушные баллоны позволяют производить 8—10 торможений без пополнений запаса сжатого воздуха с помощью компрессора. Баллоны закреплены на продольных балках рамы. Они имеют воздухопроводы подающие сжатый воздух к тормозному крану автомобиля и штуцера для присоединения воздухопровода, идущего от компрессора. В днище баллона смонтирован кран для слива конденсата, который образуется при нагнетании сжатого воздуха в баллон. Чтобы тормозная система не пострадала от избыточного давления, в правом баллоне размещается предохранительный клапан. Он открывается автоматически, если в системе давление воздуха повышается до 9,0-9,5 кг/см2.
Тормозной кран
Тормозная система ЗИЛ 130 оборудована тормозным краном с резиновыми коническими клапанами и эластичной диафрагмой из прорезиненных тканей. Диафрагма зажата между крышкой крана и корпусом, она соединяется с направляющим стаканом. На закрепленной в корпусе оси установлен рычаг тормозного крана. В корпусе размещаются клапан, закрывающий выпускное отверстие и уравновешивающая пружина со стаканом. Выпускной и впускной конические клапаны оборудованы возвратной пружиной.
Когда колёса автомобиля ЗИЛ 130 расторможены, конический выпускной клапан открыт и внутренняя полость тормозных камер соединена с полостью тормозного крана. В свою очередь полость сопряжена с атмосферой, а конический впускной клапан из-за давления возвратной пружины закрыт. В этом случае сжатый воздух в тормозные камеры поступать не будет. Педаль тормоза в момент торможения опускается и соединенная с ней тяга передвигает рычаг тормозного крана. Он прижимает седло уравновешивающей пружиной к выпускному клапану. Одновременно шток, который связывает клапаны между собой, открывает впускной клапан. В результате тормозные камеры наполняются сжатым воздухом и колёса затормаживаются.