Утилизация российских автомобилей проводилась в нашем отечестве в качестве эксперимента правительства России, конечная цель которого состояла в стимулировании и поддержке российского автопрома. То есть, сдавая старенький автомобиль российского производства на утиль, с обязательным документальным подтверждением, что владельцем являетесь вы, а никто другой. Взамен автовладелец получал сертификат номиналом в пятьдесят тысяч рублей для последующего приобретения нового автомобиля российского производства.
Плюсы утилизации автомобилей
Данная программа по сдаче в утиль российских автомобилей началась в марте 2010 года. Приход июня 2011 года обозначил окончание выдачи сертификатов автовладельцам. Согласно постановлению правительства утилизация российских легковых автомашин должна быть завершена, а в 2012 произойдет окончание продаж транспортных средств по ранее выданным сертификатам.
Поскольку считается, что утилизация автомобилей российского производства имеет свои положительные стороны, то планируется продолжить утилизацию, но уже грузовых транспортных средств, включая автобусы и сельскохозяйственную технику.
Прошедшая программа утилизации транспортных средств с массой до трех с половиной тонн предусматривала, что в утиль будут сдаваться автомашины старше десяти лет. За утилизацию автомобиля следовало заплатить три тысячи, что автоматически понижало значение ваучера на три тысячи рублей. К счастью, основную часть автомобилистов, решившихся сменить своего железного коня, такие расходы не остановили.
Для проведения экспериментальных работ по утилизации автомобилей были выбраны крупные города, чьи автомобильные парки насчитывали более двух процентов от цифрового значения общероссийского автопарка. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга в этот список вошли Ростовская область, Свердловская область, Краснодарский край и другие регионы нашего отечества.
К концу 2009 года в Российской Федерации, автопарк частного владения автомобилями насчитывал сорок восемь процентов транспортных средств, которые были старше десяти лет. Четыреста тысяч автомобилей практически были брошены и находились в разукомплектованном состоянии.
Параметры правительственной программы по утилизации, в целом по всей России охватывали порядка пятидесяти процентов автомобилей транспортных средств. Составляющая прослойка российских автомашин составляла девяносто три процента, оставшиеся семь процентов представляли автопарк старых машин зарубежного производства.
Таким постановлением российского правительства преследовалось не только оказание поддержки российскому автопрому, но и утилизация брошенного автомобильного транспорта в городских дворах и на российских дорогах. Назрела эта проблема еще и потому, что российское законодательство не имеет статей наказания для автовладельцев за неправильное хранение своих частных железных коней.
Минусы российской утилизации транспортных средств
Правительственный проект утилизации практически совпадал с американским вариантом утилизации автомобильного транспорта. Но два принципиальных отличия все-таки были. В странах Западной Европы и Соединенных штатов Америки это касается прежде всего права сдачи старого транспортного средства жителями сразу всех регионов выше названных стран. Владельцы, сдавшие свой автомобиль в утиль, обладали правом приобрести транспортное средство любого производителя, включая продукцию зарубежных автомобильных компаний. По мнению зарубежных экспертов, российский проект, разрешая приобретать автомобили только отечественного автопрома, ущемлял в правах своих граждан, нарушая права потребителей, лишая их права выбора желаемой продукции.
Только в 2010 году планировалось затратить на эти цели более десяти миллиардов рублей. Нельзя сказать, что программа реализована в полном объеме и в идеальном варианте. В первую очередь, волну критики вызвала абсурдная плата за утилизацию автомобиля, тех самых пресловутых трех тысяч рублей. В довершение ко всему требовалось заполнение массы справок, чтобы не оставить чиновников различного ранга без работы. Как говорили горячие головы, проще бросить машину, ибо наказание за подобное деяние в российском законодательстве отсутствует.