Система охлаждения двигателя ВАЗ 2114 основана на переносе тепла жидкостью. Такая система гораздо эффективнее воздушной системы охлаждения, но требует эксплуатационного обслуживания и периодического ремонта. Жидкость принудительно циркулирует по контуру закрытого типа с расширительным бачком.
Устройство системы охлаждения
- Электродвигатель;
- Радиатор;
- Электровентилятор;
- Насос;
- Расширительный бачок;
- Левый бачок радиатора;
- Правый бачок радиатора
- Подводящие и отводящие жидкость шланги и алюминиевые трубки;
- Датчик включения электровентилятора;
- Заливные и сливные пробки и горловины;
- Зубчатый ремень на приводе распределительного вала;
- Отводящий и подводящий патрубки радиатора отопителя;
- Выпускной патрубок
- Блок подогрева карбюратора;
- Термостат.
Особенности работы системы охлаждения
Центробежный насос охлаждающей жидкости в действие приводится зубчатым ремнём привода механизма газораспределения. Электровентилятор системы охлаждения двигателя ВАЗ 2114 снабжён пластмассовой четырехлопастной крыльчаткой, которая установлена на валу электродвигателя. Электродвигатель включается и выключается в зависимости от показаний датчика включения электровентилятора.
Термостат с термочувствительным наполнителем оснащён основным и дополнительным клапанами. Основной клапан открывается, когда температура охлаждающей жидкости достигает 87 (±2) °С. Когда температура жидкости достигает 102 °С, ход основного клапана составляет не менее 8 мм. Если термостат при этих значениях не срабатывает, его необходимо заменить. Простейшую проверку исправности термостата можно осуществить непосредственно на автомобиле - на ощупь. Если термостат исправен, то после запуска холодного двигателя нижний патрубок радиатора должен нагреться, когда температура охлаждающей жидкости повысится до 87 – 92 °С.
Радиатор алюминиевый, трубчато-пластинчатый, двухходовой. Оснащён двумя пластмассовыми бачками с перегородкой в левом бачке. Заливается охлаждающая жидкость через наливную горловину в расширительном бачке, пробка которого имеет выпускной и впускной клапаны. Чтобы выпускной клапан открылся, рабочее давление должно составить 1,1 кгс/см2 (110 кПа). Впускной клапан срабатывает при 0,03 – 0,13 кгс/см2 (3 – 13 кПа).
Проверка плотности и уровня охлаждающей жидкости
Необходимо следить за уровнем охлаждающей жидкости. От этого зависит и эффективность охлаждения, и «здоровье» самого дорогого агрегата ВАЗ 2114 – двигателя. Уровень охлаждающей жидкости производитель рекомендует проверять только на холодном двигателе. Достоверность проверки жидкости при работающем двигателе низкая, так как жидкость при нагревании расширяется и её объём увеличивается.
Полупрозрачный расширительный бачок позволяет оценить уровень жидкости визуально. В полностью заправленной системе охлаждения на холодном двигателе в расширительном бачке уровень жидкости должен быть приблизительно на 25 – 30 мм выше отметки «MIN».
Для эффективного охлаждения также важен состав жидкости и, соответственно, её плотность. При необходимости плотность охлаждающей жидкости можно проверить ареометром. Рекомендуемые значения плотности - 1,078 – 1,085 г/см3. Если плотность жидкости выше рекомендованной, а уровень в расширительном бачке ниже нормы, то необходимо долить дистиллированную (обязательно!) воду. Если уровень жидкости понижен, но плотность при этом находится в допустимых пределах, вместо дистиллированной воды необходимо долить охлаждающую жидкость той марки, которая уже залита в системе охлаждения. Когда плотность жидкости опускается ниже нормативной, доливать в систему охлаждения двигателя следует Тосол-А.