Втягивающее реле в стартере служит для подачи тока на мотор стартера и для одновременного выталкивания бендикса стартера. То есть, когда стартер начинает крутиться, то бендикс стартера должен вытолкнуться. На деле, это достаточно простой прибор. Но при его неисправности автомобиль завести не удастся, особенно с автоматической коробкой передач.
Устройство и принцип работы
Втягивающее реле в стартере предназначено для введения в зацепление венца маховика с бендиксом. В основе системы заложены принципы элетромагнетизма. На сердечник в виде полой трубки, в которой помещён якорь, намотана проволока-обмотка. Ток в катушке генерирует электромагнитное поле, под действием которого якорь входит в сердечник. После прекращения подачи тока якорь в сердечнике располагается свободно.
У стартера втягивающее реле состоит из: корпуса, якоря, магнита с двумя обмотками, возвращающей пружины и контактов. Магнит выглядит в виде двух катушек: одна катушка удерживающая, вторая - втягивающая. Удерживающая катушка соединена с выводом управления и стыкуется с корпусом. Втягивающая - с клеммой управления и электродвигателем.
При питании контакта управления стартера, в катушке наводится магнитная индукция, которая создаёт магнитное поле. Оно воздействует на якорь, который начинает сжимать возвратную пружину. Одновременно якорь вращает бендикс, соединяющий стартер с аккумулятором.
При замыкании контактов втягивающая обмотка запитывается от плюсовой клемы, ток перестаёт генерироваться на катушке, но якорь продолжает оставаться внутри под воздействием поля удерживающей катушки. После запуска двигателя питание отключается и возвратная пружина выталкивает якорь на исходную позицию. Контакты размыкаются и бендикс выходит из зацепления.
Неисправности втягивающего реле
Реле выходят из строя главным образом из-за выгорания контактных пластин внутри реле, сгорания обмотки, усталости и разрушения материалов. Признаки неисправности втягивающего реле:
- После запуска мотора автомобиля стартер не отключается, продолжая очень быстро вращаться. Это понятно по характерному звуку – жужжанию.
- После поворота ключа зажигания в стартовое положение щелчок включения слышен, но вращения не происходит.
- Стартер после запуска крутится, но в холостую – не вращая мотор.
Самостоятельный ремонт
Стартеры, как и втягивающие реле на большинстве автомобилей имеют схожую конструкцию, отличаясь разве что линейными размерами, крепежом и концевиком якоря. Поэтому приведённый пример (двигатель Рено) можно смело брать за основу.
Для ремонта или проверки состояния втягивающего реле необходимо разобрать стартер. Для этого потребуются: паяльник, набор шофёрского инструмента, специальные торцевые ключи. Время работы около 2 часов.
- Первым делом отсоединяется аккумулятор. До этого прикасаться к стартеру нельзя – может закоротить проводку.
- Снимается стартер с автомобиля и чистится от грязи.
- Откручиваются крепежи на корпусе (гайка на «13» и три винта), снимается провод электромотора, демонтируется электромотор.
- Отворачивается винт корпуса обгонной муфты. Муфта снимается.
- Откручиваются 2 винта втягивающей катушки – она тоже демонтируется.
- Достаётся ось вилки и сама вилка.
- Снимается втягивающее реле. Его можно заменить на новое. Но можно и отремонтировать. Для этого реле требуется разобрать.
- Паяльником отпаиваются выводы катушки реле.
- Чтобы снять крышку, её края развальцовываются тонким зубилом.
- Теперь можно извлечь подвижный контакт и саму катушку. Прежде чем вынуть контакты, желательно пометить места контактов на крышке (один – с выступом, второй – с углублением).
- Катушка и контакты осматриваются на предмет износа. Обязательно очищаем нагар. Зачищаем напильником неподвижный контакт и гнездо неподвижного контакта.
- Катушка проверяется на межвинтовое замыкание и обрыв. Это можно сделать спецприбором – мегомметром. Или по неприятному запаху сгоревшей лаковой изоляции.
- Если катушка неисправна, её легко перемотать. Для этого старая проволока удаляется. А на её место наматывается (удобно на токарном станке) провод такого же сечения и материала.
- Полезно под стальные гайки поместить теплоизолирующие шайбочки из текстолита.
- Края стального корпуса завальцовываются, стыки покрываем герметиком.
- Реле, а затем стартер собираются в обратной последовательности и устанавливаются на автомобиль.