Бендикс, он же обгонная муфта, является частью стартера. Он имеет зубчатую конструкцию. Задача бендикса на стартере – передать вращение только в одном направлении. Зубья так сконструированы, что после запуска двигателя и набора оборотов, бендикс в обратном направлении крутится в режиме холостого хода. Со временем сами зубья и внутренние детали бендикса изнашиваются. Как результат – он проскальзывает и перестаёт передавать вращательный импульс двигателю.
Так как оригинальный бендикс достать не так просто, особенно для устаревших моделей автомобилей, важно определить, что именно бендикс виновен в проскальзывании. Возможно, износилось зубчатое колесо, входящее в зацепление с маховиком. Протестировать бендикс можно в сервис-центре.
Народные умельцы придумали оригинальный способ, как проверить эффективность бендикса. Стартер демонтируют и зажимают в тисках за ухо. Подключают его к аккумулятору. Когда стартер раскрутится, упираются в обгонную муфту деревянным бруском (из мягких пород). Если бендикс ещё работоспособен, он начнёт стачивать деревянный брусок. Появятся запах палёного дерева, дымок. Если из-за деревяшки бендикс застопорится, а стартер при этом продолжает вращение, значит бендикс требует замены. Конечно, такой метод диагностики не сертифицирован и выполняется на свой страх и риск.
О неисправности обгонной муфты может свидетельствовать следующий факт: при повороте ключа зажигания в положение «на старт» сам стартер крутится, но двигатель не вращается.
Поэтапная замена бендикса
- На первом этапе необходимо демонтировать стартер. Но перед этим обязательно отсоединяется минусовая клемма от аккумулятора. Затем один провод отсоединяется от разъёма втягивающего реле, а второй откручивается гаечным ключом (чаще «на 13») на стартере.
- Теперь окручиваются крепёжи, удерживающие стартер. В разных моделях авто своя система крепления. Чтобы добраться до стартера и вытянуть его, возможно, придётся демонтировать другие узлы автомобиля.
- Уже сейчас можно визуально определить состояние зубьев маховика.
- Если мы определились с заменой, разбираем стартер. Для этого откручиваем крепёж крышки стартера. Откручиваем крепёж выхода обмотки стартера на втягивающее реле. Достаём шайбу-скобу.
- Окручиваем оставшийся крепёж и стартер разделяем пополам. Если внутри есть шарик – не потеряйте его.
- Раз уж мы разобрали стартер, попутно проверяем другие его узлы, часто выходящие из строя: втулку, щётки, реле и т.д.
- Если требуется, откручиваем втягивающее реле, вынимаем резиновую вставку и шайбу. Достаём сердечник втягивающего реле и оставшиеся детальки. Теперь возможен демонтаж бендикса на стартере.
- Отвёрткой вынимаем из вилки «уши» бендикса.
- Чтобы освободить стопор, опускаем вниз шайбу, поддевая её маленькой плоской отвёрткой. Вместо шайбы может быть стопорное кольцо: в этом случае удобно наставить на него гаечный ключ и лёгкими ударами молотка сбить его вниз.
- Оставшееся стопорное кольцо отвёрточкой или съёмником поддевается вверх и стягивается с вала.
- Всё, бендикс освобождён. Достаём его и устанавливаем новый исправный бендикс.
- Сборка оставшихся деталей осуществляется в обратной последовательности.