Уровень масла в АККП для большинства автомобилей проверяется в момент работы двигателя с установкой рычага выбора диапазона (РВД) в положение "Р". Щуп, измеряющий масло в АКПП обычно имеет несколько меток, причем верхние две (иногда с насечкой «Hot») отвечают нормальному уровню масла, при условии, что оно прогрето до температуры (90 С).
Как можно проверить уровень масла в АКПП, для этого нужно:
- Прогреть масло в коробке передач, проехав при этом километров 15-20.
- Установить машину на горизонтальной, ровной площадке после прогрева масла.
- Протереть щуп насухо, вытащив его из АКПП.
- Вставив щуп обратно, его снова извлекают. Уровню масла на щупе соответствует самое нижнее сухое место. Иногда на щупе имеются и нижние метки, говорящие об уровне холодного. Такая метка определяет приблизительное количество залитого масла при его замене. Зачастую на щупе указано, в каком режиме должен находиться РВД для проверки уровня и тип масла.
Как можно проверять уровень масла в АКПП в моделях, для которых данный способ проверки не подходит. Для начала необходимо определить тип коробки. В АКПП фирмы Aisin Warner имеется поддон с прямоугольной формой, к нему сбоку приварена щуповая трубка, а в задней части находится сливная пробка. В АКПП Chrysler поддон практически квадратный, труба стоит в картере коробки, сливной пробки нет. В трехскоростных АКПП автомобилей Audi и VW проверка уровня масла производится в положение "N". АКПП фирмы ZF, установленные, как правило, на BMW имеют вместо щупа на картере контрольную пробку. Преимущество такой пробки: не перельете в АКПП масло, недостаток: проверить уровень масла можно лишь загнав машину на яму. У BMW с пятискоростной коробкой такая пробка предназначена и для заливки масла.
Есть АКПП с отсутствием устройств, для проверки уровня масла-коробка Mercedes 722.6, в настоящее время ставится практически на все автомобили Mercedes. Уровень масла в таком варианте не имеет особого значения, так как бачок, куда заливают масло, соединен через перепускной клапан с масляным поддоном. Клапан необходим для поддержки нужного уровня масла в поддоне.
Как исключение из правил – автомобили Acura и Honda. В таких машинах проверить уровень масла можно после прогрева АКПП и заглушки двигателя.
В АКПП переднеприводных автомобилях Proton, Hyundai и Mitsubishi (речь идет о моделях трансмиссии), масло проверяется с установкой РВД в положение "N". Например, коробки с передним приводом Chrysler встречаются на автомобилях Mitsubishi и наоборот.
Масло в АКПП на автомобилях Hyundai и Proton проверяется при положении РВД в положении "N". У автомобилей Chrysler или Mitsubishi с двигателем, имеющим поперечное расположение, осмотр производится со стороны колеса. Если там установлена штампованная боковая крышка, крепящаяся десятью болтами, то она означает, что у Вас стоит АКПП Chrysler, тогда проверить уровень масла возможно в положение "P". При отсутствии такой крышки говорящей о том, что стоит АКПП фирмы Mitsubishi, тогда проверка уровня масла проводится в положение "N". В таком же положении РВД уровень проверяется на автомобилях Jeep Grand Cherokee и Jeep Cherokee с АКПП фирмы Chrysler. Проверяют уровень масла в положение РВД "P"на таких автомобилях в случае установленной АКПП фирмы Aisin Warner.
И в заключении хотелось бы поговорить об опасности слишком низкого уровня масла. При слишком низком уровне, насос начинает вместе с маслом захватывать воздух. Получается воздушно-масляная "эмульсия", отлично сжимающаяся и обладающая низкой теплопроводностью и теплоемкостью. Масло начинает терять свое главное свойство и становится сжимаемым. В системе управления понижается давление, ухудшается смазка трущихся элементов и теплоотвод из АКПП, что быстро повредит коробку.
Превышение уровня, ведет к вспениванию масла вращающимися деталями, увеличению его в объеме и к выбросу через сапун АКПП.