Берясь за такой проект, для начала надо привести в порядок кузов. Автомобиль был разобран „до железа" и даже больше (что в данном случае означает, что некоторые кузовные элементы срезались и шли под замену), тщательнейшим образом обработан и заново покрашен, желтый цвет был выбран из заводской гаммы тех лет.
Стоит ли говорить, насколько скурпулезно отреставрированы в этом автомобиле и все мелкие элементы. А те, которые восстановлению не поддавались, были заменены, но не просто первыми попавшимися в ближайшем магазине запчастей, а непременно оригинальными, с клеймом „сделано в СССР".
„Золотая копейка"— одна из таких. В этом автомобиле удивительным образом сочетаются два, казалось бы несовместимых понятия — „сток" и „развитая мультимедийная система".
Что такое сток для автомобиля, спроектированного в 60-х годах, говорить, наверное, не нужно — „продвинутое аудио" тех лет состояло только лишь из радиоприемника А-370М1Э, в остальном же салон был абсолютно голый. Но сохранить первоначальный вид — как раз и было основной идеей проекта.
БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
Первым делом, кузов был тщательно обработан вибродемпфирующими материалами, потому как отсутствие нежелательных призвуков — основа качественного звука. Дальше дело за проводкой. Если делать ее по суровым правилам автозвуковых соревнований обычными методами, то о стиле „сток" можно было бы забыть — ее присутствие в подкапотном пространстве сразу было бы видно.
Решение оказалось неожиданным и оригинальным. Силовые кабели были „одеты" в механическую защиту и пропущены от аккумулятора в салон через... лонжероны! Мало того, что это гармонично вписалось в общую концепцию, так еще и принесло дополнительные бонусные баллы на судействе инсталляции.
К слову, стоит особо упомянуть и об аккумуляторе. Сохранение стилистики требовало поставить под капот изделие тех лет, а современная аудиосистема требовала применить более надежный и уместный гелевый аккумулятор. На извечный вопрос, поставленный в свое время еще Чернышевским, ответ нашелся довольно скоро. Поместить гелевый аккумулятор, внутрь штатного! Сказано — сделано.
Все „потроха" допотопного 6СТ-55 были безжалостно изъяты из корпуса, сам корпус разрезан и склеен заново, но уже по размерам гелевой „Оптимы", и вся эта конструкция водружена на свое законное место, всем своим видом изображая аккумулятор 70-х годов, но при этом являясь вполне „продвинутым" современным устройством. В итоге и стилистика не пострадала, и вся аудиосистема получает нормальное питание.
33 ЦИФРОВЫХ УДОВОЛЬСТВИЯ
Сложность установки аппаратуры в „Копейке" заключалась в том, что в пустом салоне этого авто скрытно разместить все компоненты мультимедийной системы крайне сложно. Но сложно — еще не значит невозможно. Для начала необходимо четко определиться со схемой. На роль головного устройства решили взять небанальный ресивер, а компьютер Acer3600L Ну, а имея в распоряжении такой мощный инструмент, тут же захотелось расширить возможности, возложив на него еще и дополнительные обязанности. Соответствующие модули (GPS, GSM, TV-тюнер, Bluetooth, вплоть до модуля беспроводного микрофона для караоке) подключаются к нему через USB-хабы. Звуковые же обязанности взяла на себя внешняя звуковая карта M-Audio ProFire. Ее разместили рядом с усилителями — так межблочные кабели получились предельно короткими. Соединение с компьютером осуществляется по „цифре", которая не так подвержена влиянию наводок. Карте и усилителям отвели место под специально переделанным для этих целей задним сиденьем, а чтобы обеспечить достаточную вентиляцию, воздух через них гоняют два кулера. Кстати, эти усилители имеют не только аналоговую связь со звуковой картой, но и связаны с компьютером через USB по фирменной шине Steg Link, позволяющей контролировать их параметры. Сам же компьютер расположился внутри приборной панели, изготовленной из стеклопластика и полностью повторяющей форму штатной.
Поскольку раскатывать на автомобиле лютой зимой никто не собирался, было решено, что место дефлекторов обдува лобового стекла теперь можно использовать под динамики центрального канала, а сами воздуховоды удалить. В походном состоянии панель выглядит совершенно стоковой, но при включении системы оживает, и на свет выезжает монитор с сенсорным экраном. Эта моторизированная конструкция как раз и заняла место воздуховодов. Впрочем, сама печка осталась в рабочем состоянии и при необходимости может быть использована по своему прямому назначению.
Вместо крышки бардачка теперь полноценная компьютерная клавиатура. Но самое интересное, что часть управления всем этим цифровым богатством взял на себя тот самый архаичный А-370М1Э. Правда, теперь у него совсем другая начинка, и вместо приемника он представляет собой мультимедийный контроллер. Пожалуй, единственное, что осталось выполнять в нем свои прежние функции — регулятор громкости.
ОТКУДА ЗВУК?
С размещением основных компонентов разобрались, теперь дело за не менее важной частью — акустическими системами. Динамики не несут на себе никакого логотипа или лейбла, они изготовлены в единичном экземпляре специально для этого проекта. Но как установить их так, чтобы не нарушить первоначальный вид салона? Для фронтальной акустики такие места нашлись в кик-панелях.
Чтобы звук не шел откуда-то из-под ног (ведь динамики достаточно низко), пришлось применить весь накопленный опыт в построении автомобильных аудиосистем. Один из секретов — рупорные высокочастотники. Они позволили значительно поднять звуковую сцену. Минисабвуферы тоже расположены впереди, но уже в корпусах под сиденьями.
Было решено применить акустическое оформление типа „бандпасс 6 порядка". При этом сам динамик оказался скрытым, а звук в салон попадает через два фазоинвертора. Такой тип корпуса требует очень тщательного просчета параметров, малейшее изменение объема или длин портов могло бы нарушить задуманное.
Для тыловой акустики (здесь ей отведена особая роль, поскольку строится не просто звуковая, а мультимедийная система) место нашлось в широких задних стойках.
ПО ДОСТОИНСТВУ
Первое выступление „Золотой копейки" на автозвуковых соревнованиях EMMA состоялось.
Дебют был признан весьма и весьма удачным, проект по достоинству был оценен судьями, выставившими достаточно высокие баллы как за звук, так и за инсталляцию. И это несмотря на то, что тогда еще не все задуманное было реализовано!
Благодаря удачному выступлению „Копейки" в течение сезона был заработан пропуск на Финал, и произошло то, чего ожидали многие.
„Копейка" теперь вписана золотыми буквами не только в историю автопрома, но и в историю автозвуковых соревнований как Чемпион России в классе „Мультимедиа Эксперт" и бронзовый призер в „звуковом" классе.