Я всегда знал, что у меня будет собственная машина, и компьютер в моих мечтах был неотъемлемой её частью. И вот, наконец, свершилось! Я купил "Селику"! Некоторое время после покупки я ездил с ноутбуком. Казалось бы, все мои мечты воплощены в жизнь, но неожиданно в «моей комплектации» обнаружился целый ряд недостатков.
Первый и самый главный недостаток - ноутбук всегда надо было носить с собой, в салоне автомобиля его оставлять нельзя. Кроме того, огромное количество устройств, подключающихся через USB-Hub к ноутбуку, не всегда определялось и корректно работало - как правило, одна из функций данных приборов ни в какую не хотела запускаться. После продолжительных раздумий, методом проб и ошибок, я решил, что проблема состоит, скорее всего, в недостаточной мощности питания. При напряжении бортовой сети 12 вольт на ней "висел" активный хаб, требующий как минимум 5 вольт напряжения. Отсутствие сенсорного экрана удобства, естественно, не прибавляло. И это только те минусы, которые я, не будучи специалистом в данном вопросе, как говорится, прочувствовал "на своей шкуре".
Итак, решение принято! Начинаю установку компьютера в машину своими силами!
Я достаю из шкафа мой "старый заслуженный системник", на сборку которого я в своё время потратил около полугода, и который был бессовестно забыт с покупкой новомодного ноутбука. Несмотря на технологический прорыв в разработке компьютеров, мой "старик" выглядел ещё вполне достойно. Конфигурация, собранная на базе Pentium IV 3.6 GHz и оснащённая Geforce 4 128MB, 2xSATA HDD 250GB RAID, MB Asus P4C800 и 1GB DDR, вполне справлялась с возложенной на неё задачей. Для загрузки Windows было достаточно 15 секунд, причём 5 из них грузился BIOS.
Посмотрим на моё произведение спереди.
Восьмигиговому винчестеру, использовавшемуся для загрузки Windows 2000, пришлось сделаться прозрачным, не без моей помощи, конечно. Только мы с ним знаем, скольких трудов нам это стоило, тем более, что перед нами стояла задача, чтобы всё работало! После продолжительных изысканий, в интернете был найден вполне достойный тачскрин-монитор с максимальным разрешением 1024*768, при этом разрешение матрицы оказалось равным 800*480. Также присутствовал встроенный DVD-Rom, и, что самое главное, USB-порт, совершенно необходимый для подключения внешних устройств. FM-тюнер, два дополнительных (помимо VGA), видеовхода, усилитель 4*45w и пульт ДУ гармонично дополнили моё "детище".
Приступаю к собственно монтажу.
После снятия бардачка отключаю усилитель и напрямую подключаюсь к динамикам машины. Тюльпаны подключаю к аудиовыходам головы. После сборки «запитываю» и при помощи линейного выхода КПК проверяю звук. Всё работает как нельзя лучше! При выборе операционной системы решил остановиться на Windows XP Tablet PC. Для удобства работы по установке и настройке программного обеспечения выполнил дома. Далее произвожу своими силами монтаж проводов для «головы» - подключение питания, кабелей VGA, USB, антенны и выходов на динамики. Провода решено было спрятать под подлокотники.
Устанавливаю «голову» на предназначенное для неё место. Контрольная проверка. Всё отлично работает! Но на этом установка компьютера в машину своими силами не закончена.
Материнскую плату подключаю в машине. Блок, для исключения скачков напряжения, «запитываю» напрямую от аккумулятора, от зажигания подключаю управляющий провод. Достаточно неприятные звуковые наводки при загрузке системы заставили опять обратиться к интернету. После продолжительных поисков наконец найдено решение проблемы - мне совершенно необходим Ground Loop Isolator (GLI). Оказалось, что этот чудо - изолятор уже почти что год валяется на моём балконе. Он в своё время был приобретён для решения других проблем, но, видимо, оказался тогда бессилен. Зато на этот раз выполнил свою функцию великолепно - в динамиках при загрузке полная тишина.
Порядок действия блока питания довольно прост.
Плюс на главный, управляющий провод, подаётся при включении зажигания. После 3 секундной паузы блок питания «запитывает» материнскую плату. После выключении зажигания блок питания выдерживает паузу от 2 до 5 секунд и отключает «материнку» (говоря простым языком, нажимает на системнике на кнопку Power). Для ускорения запуска компьютера в настройках события я установил значения, которые после выключения зажигания переводили мой компьютер в ждущий режим. Однако при нахождении в ждущем режиме компьютер продолжает потреблять энергию, необходимую для сохранения данных, в количестве +5V SB. Следовательно, время нахождения компьютера в "спящем режиме" я ограничил двумя часами.
Режим работы блока питания регулируется перемычками.
Всем знакомы ситуации, когда компьютер приходится перезагружать аварийно, "вручную", методом выключения питания. Такую импровизированную кнопку "reset" я выполнил в виде реле, и установил своими силами его в цепь выхода сигнализации, таким образом, достаточно нажать и удерживать какое-то время определённую кнопку на брелке для прекращения подачи электричества от аккумуляторной батареи к блоку питания. Очень полезная вещь.
«Материнку» решено было разместить под сиденьем водителя. После нескольких дней безупречной работы, компьютер неожиданно стал отключаться спустя довольно непродолжительное время после начала работы. При ближайшем рассмотрении оказалось, что причиной моих неприятностей стал разряженный аккумулятор, видимо, мои эксперименты не прошли бесследно, не смотря на супер-интеллектуальный блок питания. Заряда не хватило даже на то, чтобы запустить двигатель.
Хорошо, что подвернулась оказия, и не пришлось долго искать спонсора, для того, чтобы "прикурить". После запуска двигателя я на некоторое время оставил двигатель включенным, для того, чтобы подзарядить аккумуляторную батарею. Через некоторое время "попрошайка" (лампа недостаточного уровня топлива) замигала, и мне пришлось отправиться на ближайшую заправку. Я думаю, не стоит говорить, что салон машины вследствие моих экспериментов был разобран, и ради одной поездки на заправку, у меня не было желания его собирать, тем более, что заправка находилась неподалёку. Но, как известно, беда не приходит одна. В дороге у меня порвался топливный шланг под капотом. Двигатель горячий, я в среднем ряду, пробка ого-го, бензин хлещет струёй. В общем весело. Кое-как поменял шланг, естественно, «завоздушил» топливную систему. Жалко, что на современных машинах не предусмотрен пуск двигателя при помощи рукоятки, или, как его ещё называют, "кривого стартера".
В общем, запуск двигателя с разряженным аккумулятором проводился не без использования "прикуривания". И если первый такой запуск материнская плата с горем пополам выдержала, то последующие перенести не смогла и "приказала долго жить". Учитывая её преклонный возраст, я не стал сильно расстраиваться.
Для экономии места по высоте, так необходимого для установки под сиденьем, следующей приобретённой «материнкой» стала плата меньшего форм-фактора со встроенной видеокартой. Конечно же, предстояла работа по переустановке операционной системы. Удивительная вещь. После сборки дома и подключения винчестера установленный Windows загрузился без всяких проблем, да вдобавок нашёл ещё массу нового оборудования. И это при другой материнской плате! Чудеса!
«Материнка» с блоком питания легко расположились под водительским креслом.
Подлокотник - на месте. Под сиденье уходит пучок проводов. Там же, чтобы не транжирить свободное место, расположил реле обогрева заднего стекла (чёрная коробочка за стаканом кулисы). Обогрев включается автоматически при запуске двигателя, на лето не составит никакого труда его отключить. На заднем коврике решено расположить винты SATA в количестве двух штук. Движению сиденья вперёд мешает теперь кулер, являющейся в моей конструкции "пиком коммунизма", самой высокой точкой. Теперь перевозка пассажиров на сиденье, находящимся за водителем, стала невозможной, но чего не сделаешь за идею!
Включение компьютера решено осуществлять автоматически, одновременно с включением зажигания, но с возможностью отключения этой функции. Реализовано это методом установки своими силами выключателя в цепь управляющего провода зажигания. Принцип действия выключателя, я думаю, никому объяснять не надо - включен - загружается, выключен - не загружается.
Итак, система собрана и готова к эксплуатации! Роль беспроводной мыши выполняет девайс на руле. Ридер встроен в бардачок подлокотника, под лобовым стеклом, прямо по центру Торпедо - приёмник ГПС.