Советы для «чайников»
Водители со знаком «70» или не имеющие достаточного опыта
вождения, грешат нещадной эксплуатацией педали акселератора. Они хотят её чётко
выжать, считая это благом. На деле подобное резкое нажатие вызывает перерасход
горючего, и не важно, трогаемся мы с места или набираем скорость при движении. Плавные
нажатия педали и умение слышать автомобиль – это те навыки, которым надо
учиться в первую очередь.
Не менее важна правильная работа с механической коробкой
передач. Часто водители допускают ошибки при выборе оптимальных передач, не задумываясь,
что провоцируют неумелыми действиями расход топлива. Нередко при обучении в
автошколах инструкторы приучают к выработке некоего чёткого алгоритма
переключения передач, ориентируя ученика на скорость: достигли определённой
скорости – переключаем передачу. А ведь универсальной формулы как раз таки нет.
И ориентироваться для экономии горючего желательно не по спидометру, а по
тахометру. За основу берётся базовый интервал между 1500 и 3000 оборотами в
минуту. Если стрелка тахометра подымается выше, пора переходить на повышенную
передачу. Когда стрелочка понижается — переходим на пониженную. Особенно важно
контролировать нижний порог, ведь при слишком малых оборотах коленчатого вала падает
давление масла и увеличивается износ мотора. Со временем водители учатся
слышать мотор, и без тахометра знают, когда переключать передачи. Если в авто
установлена автоматическая трансмиссия, то об этих заморочках заботиться не
надо. Современный «автомат» чётко выбирает оптимальный момент переключения.
Однако за это удовольствие автовладелец расплачивается более высоким (в
сравнении с МКПП) расходом горючего на 10-15%.
Следующий резерв экономии горючего - выбор правильной скорости
движения. Чем выше скорость транспортного средства, тем сильнее становится
сопротивление воздуха. От двигателя требуется бОльшая отдача. Причём
зависимость тормозящей силы не линейная: при двукратном увеличении скорости сопротивление
воздуха увеличивается примерно в четыре раза. Особенно страдают от этого
угловатые автомобили с низкой обтекаемостью корпуса: большие брутальные
внедорожники, грузовики, автобусы и т.д. Внимательно читайте ТО к своему авто:
производители указывают оптимальный диапазон скоростей для наиболее экономичной
езды. Для большинства моделей он находится в пределах 60-90 км/час.
Не меньше встречных потоков воздуха на расход горючего
влияет вода. Обычные лужи на дороге заметно притормаживают машину. Объезжать их
– задача неблагодарная. Хаотичные маневры сбивают с толку других водителей, да
и нервишки надо поберечь. Проще всего избегать по возможности поездок в дождь.
Хотите ещё больше сэкономить горючее — избавьтесь от лишнего
балласта в багажнике. Чем легче авто, тем меньший расход. Также выключите
необязательное электрооборудование. Если выключить обогрев заднего стекла,
музыку, кондиционер, можно сэкономить 18-20% горючего на сотню км.
Советы для опытных
водителей
Некоторые особо опытные водители экономят бензин опасным для
здоровья способом. Они на трассах пристраиваются за впереди идущим автомобилем,
используя «воздушный мешок» - зону разряженного воздуха, где сила сопротивления
заметно ниже. Меньше сопротивление – меньшая нагрузка на мотор - меньше расходуется
горючего. Однако при этом нарушается безопасная дистанция до едущего впереди
транспорта. Надо иметь отменную реакцию, отличные тормоза и сухое покрытие,
чтобы вовремя затормозить, когда машина впереди начнёт замедляться. Если уж и
использовать «воздушный мешок», то пристраиваться безопаснее за фурой или
автобусом – шлейф разреженного воздуха за ней больше, следовательно не надо «висеть
на бампере» впереди едущего. Да и скорость фур поменьше, значит меньшим будет
тормозной путь.
Куда эффективнее спускаться с включенной наивысшей
передачей, при этом педаль акселератора должна быть отпущенной (принудительный
холостой ход). Электроблок управления двигателем в данном случае прекратит подачу
топлива и не возобновит её до тех пор, пока обороты коленвала не упадут ниже
определенных значений. У каждого двигателя эти значения свои, но в среднем порог
равен 1500 об/мин. Однако надо держать в голове, что машина на принудительном
холостом ходу определённо потеряет скорость. Эти приёмы вождения называются «торможение
двигателем».
Не рекомендуем
Водители нередко практикуют спускаться с горки, переведя в
нейтральный режим коробку передач. Однако такой способ экономии якобы эффективен
для горючего, но чреват для здоровья человека и автомобиля. Этот приём вождения
опасен, особенно на скользком и (или) мокром покрытии. Ведь двигатель в таком
режиме может заглохнуть, а вслед за ним отключатся усилитель руля и педаль
тормоза. Смысл экономить топливо, тратясь на запчасти и лекарства? К тому же
экономия получается липовой – в работающий на холостом ходу мотор горючее всё
равно продолжает поступать.
В ходу теория, что если стёкла при движении не опускать,
можно сэкономить много горючего. Если опустить форточку, в салон начнёт поступать
встречный поток воздуха, создавая турбулентные завихрения и увеличивая сопротивление
качению машины. Следовательно, увеличится расход топлива. Это действительно
так. Однако экономия горючего будет мизерной: около 1%. Стоит ли ради
сбережённых пару рублей дышать табачным дымом и мучаться от духоты?