Динамика
В среде автомобилистов много закостенелых постулатов,
тянущихся с эпохи советского автопрома. Возможно потому, что не всем доводилось
колесить на современных авто высокого класса. Один их мифов – «механика»
однозначно динамичнее «автомата». 10 лет назад так и было. Но уже сейчас много
суперкаров оснащаются именно АКПП. И динамика у них – будь здоров!
Поклонники МКПП (а таких немало) убеждены, что только механическая трансмиссия позволит автомобилю
полностью раскрыть потенциал двигателя. В нише бюджетных авто или в среде
стрит-рейсеров этот постулат ещё действителен. Рвануть резко со старта,
перекрутить двигатель удобнее на «механике». Также нельзя забывать, что «автоматов»
существует несколько типов. Например, вариатор специально заточен на плавность
переключения передач. Поэтому ожидать от него динамики не приходится. Роботизированные
и гидротрансформаторные коробки уже порезвее. Однако их динамические показатели
зависят от настройки электроники управления. Так как автопроизводители ставят
экономичность и плавность хода выше разгонных характеристик, то и настраивают
электронику в ущерб динамике. Передачи получаются короткими, так как
электроника не позволит тахометру удерживаться в красной зоне.
Но если настроить электронику в пользу динамики, как это делают
во многих спортивных автомобилях, АКПП способна посоперничать с МКПП, особенно
если за рулём среднестатистический водитель. Яркий пример - Lamborghini
Aventador, по динамическим характеристикам превосходящий механические аналоги. Ряд
моделей Nissan GT-R, Ferrari, Jaguar, Porsche оборудованы 7-8-ступенчатыми «автоматами»,
разгоняющими кар «до сотни» за три и менее секунды!
Если затронуть нишу более доступных автомобилей, на многих
АКПП есть режим «Sport». При его включении авто становится более резвым. Дополнительную
динамику обеспечивают подруливание «лепестками» и последовательное переключение
передачи рычагом.
Вывод: динамические характеристики следует разделять для дорогих
и доступных автомобилей. Автоматика дорогих моделей конструктивно перегнала
возможности механической коробки. Ведь механикой управляют конкретные водители,
и среди них Шумахеров единицы. В массовом автопроме производители вынуждены
удешевлять продукцию, устанавливая медленные (недорогие) 4-5-ступенчатые АКПП. «Механика»
в этом сегменте однозначно динамичнее.
Расход топлива
На автомобиле с механической трансмиссией даже обычный
водитель, не всегда вовремя переключающий передачи, спалит топлива меньше, чем
на авто с автоматической трансмиссией. На данном этапе экономичность механики
на 5-15% выше автомата. Причина в том, что часть энергии тратится на работу
самого «автомата», ведь он взял на себя функции правой руки водителя. Но скорее
всего в ближайшие лет пять их экономичность сравняется. Та же система «Старт-Стоп»
практически приближает расход топлива между различными трансмиссиями.
Многое зависит от стиля езды. Агрессивное вождение на
механике с перегазовками, резкими торможениями и разгонами приводит к большему
расходу горючего, чем неспешное путешествие с «автоматом».
Самой экономичной является роботизированная преселективная трансмиссия
с 2-мя сцеплениями - DSG. Суть преселективной роботизированной КПП: когда один
диск сцепления передаёт тягу на колёса, второй диск в любой момент готов его
сменить. В результате переключаются передачи очень быстро. И чем больше передач
(6, 7, 8), тем легче двигателю поддерживать оптимальные обороты.
Комфорт
То, что «автомат» комфортнее «механики» - это аксиома. То есть,
постулат, не терпящий возражений. Конечно, поклонников МКПП предостаточно, но
они любят «механику» не за комфорт. В больших городах с оживлённым движением, с
обилием светофоров и пешеходных переходов, с пробками и черепашьим ходом постоянно
дёргать рычаг механической коробки и балансировать сцеплением – работа нервная,
скучная, утомительная.
«Автомат» наоборот даёт ощущение абсолютного комфорта: притопил
газку – отпустил. Не надо пережевать за износ коробки передач от ежесекундного
дёрганья. Водитель меньше испытывает стресса, не устаёт, остаётся время о
чём-то подумать. Спокойный водитель – безопасный водитель. АКПП переключает
передачи мягче и быстрее, позволяет не отвлекаться на лишние движения, держать руль двумя руками
и молниеносно реагировать на изменение дорожной ситуации.
На трассе преимущества АКПП в комфорте не столь ощутимы.
Цена вопроса
Автомобили с автоматическими трансмиссиями традиционно
дороже «механики». Разница исчисляется тысячами долларов, что для большинства
отечественных водил принципиально. Добавим сюда больший расход топлива и
трудности обслуживания, и цена вопроса очевидна. Авто с «механикой» обойдётся
обывателю дешевле на всех этапах приобретения и эксплуатации. Благодаря этому,
а не техническим характеристикам, автомобилей с «механикой» у нас большинство.
Что касается эксплуатации: в «автоматах» масло меняется
чаще, чем в МКПП. В среднем после 60 тыс. км пробега. Для механики средняя цифра
90 тыс. км пробега. АКПП также проигрывает по потребляемому объёму масла:
требуется 6-9 литров масла, против 2-3 в механике. Стоимость масла для автомата
также дороже. Но больше всего вопросов возникает с качеством, стоимостью и
доступностью ремонта и обслуживания автоматических трансмиссий. Пока не вырос
класс опытных мастеров, щёлкающих автоматы так же уверенно, как и механические
трансмиссии.
Будущее
То, что мы привыкли к «механике» - наши проблемы. Автогиганты
всё решили за нас. Тенденции показывают, что через десяток лет 90% автомобилей
будут выпускаться с автоматической трансмиссией. Ряд компаний уже свернули
производство автомобилей с МКПП. Остальные намерены это сделать в ближайшие
годы. Открытым остаётся вопрос для отечественного автопрома и для самых дешёвых
моделей. Но по прогнозам, через 10 лет механическая трансмиссия сохранится
только в автоспорте и в эксклюзивных моделях.
Вывод
- Если вам более важны цена автомобиля, стоимость обслуживания, хорошая динамика, экономичность – то выбирайте «механику».
- Если предпочтительны лёгкость в освоении и управлении, комфортное вождение, меньший износ трансмиссии и мотора – то затаривайтесь «автоматом».