Большинство автолюбителей, как впрочем и профессиональные водители, предпочитают не обращаться в сервисные центры технического обслуживания и официальные станции, а останавливают свой выбор на специалистах, называемых «народными умельцами». В этой статье речь пойдет о преимуществах и недостатках такого ремонта. Попробуем разобраться, каковы могут быть последствия ремонта автомобиля у частного лица.
Как правило, такие умельцы работают нелегально, они не регистрируют
свой бизнес в государственных органах, а значит, и декларировать свои
доходы и платить налоги им незачем. В связи с этим они не несут перед
клиентом никакой юридической ответственности. То, как автослесари
произведут ремонт вашего автомобиля, полностью зависит от их опыта и
человеческой порядочности. В случае, если по вине некачественного
ремонта ваша машина попадает в дорожно-транспортное происшествие, никто
не будет возмещать вам убытки и перед законом некому будет отвечать за
халатность при выполнении ремонтных работ.
Этот факт является поводом для критики «народных автослесарей»
со стороны работников сервисных центров и официальных СТО, а также
представителей государства. И это неудивительно, ведь с их неофициального
заработка налоги не платятся, при этом создается реальная конкуренция официальным
центрам сервисного обслуживания и СТО.
Возможно ли доказать вину незарегистрированного частного
автослесаря в случае ДТП, произошедшего из-за некачественно сделанного ремонта?
Конечно, это практически не возможно, так как никакого договора и плана-наряда
о выполненных ремонтных работах клиенту предоставлено не было. Да и сам
автовладелец прекрасно знал, что никакой юридической документации, гарантии и
даже чека на ремонт авто ему не дадут. Иными словами говоря, доказать вину автослесаря,
делавшего ремонт, в недобросовестном выполнении работ, повлекших за собой ПТД,
не представляется возможным.
Представьте другую ситуацию… ДТП произошло из-за
некачественного ремонта машины, выполненного в СТО. И в этом случае вы не
сможете ничего доказать. И даже если у вас на руках будет договор, план-наряд
или другие документы, указывающие на обслуживание вашего авто, у представителей
СТО найдется масса отговорок и обстоятельств, которые всю вину возложат на вас.
Еще одним недостатком ремонтных работ у «народных умельцев» является
отсутствие современного оборудования. Навряд ли у них в гараже (а обычно
ремонт проходит именно там) найдется современный подъемник или оборудование для
диагностики. Но с другой стороны, это не означает, что они делают некачественный
ремонт. Практика показывает, что такие автослесари прекрасно справляются со
своей работой и без этого оборудования. Обычно их опыта и знаний вполне
достаточно, чтобы диагностировать поломку и неисправности самостоятельно.
Причем у них это получается ничуть не хуже, чем в официальных сервисных центрах
и СТО, где имеется современное оборудование. К сожалению, бывают случаи, когда
первоклассное оборудование становится лишь средством выбить с клиента побольше
денег за обслуживание его авто.
Сторонники официальных станций технического обслуживания
часто обвиняют индивидуальных автослесарей в безграмотности в устройстве
автомобилей, указывают на отсутствие специального образования и тд. Однако, не
стоит упускать из виду тот факт, что на СТО работают точно такие люди и далеко
не все они имеют соответствующее техническое образование. Тем более, что нередки
случаи, когда сотрудники СТО становятся частными автослесарями, начиная
принимать клиентов в своем гараже. И наоборот, человек, еще вчера выполнявший
ремонт авто в своем дворе, устраивается на работу в СТО. Обычно это связано с
тем, что люди получая опыт на СТО, потом хотят работать сами на себя. Другие,
наоборот, являются самоучками, получившими свои навыки в гараже, затем
трудоустраиваются на СТО, возможно, из-за социальных гарантий.
Как показывает практика, частные автомеханики намного
серьезнее подходят к своему имиджу, они дорожат своими клиентами, поэтому
работают более добросовестно, нежели сотрудники СТО и сервисных центров. Это
связано с тем, что на СТО, как правило, поток клиентов всегда относительно
стабильный, и работающие там автослесари никогда не сидят без работы и ничем не
рискуют. Обычно станции технического обслуживания и сервисные центры имеют заметную,
дорогую рекламу, привлекающую клиентов (указатели, вывески на дорогах и пр.).
Даже небольшое СТО будет иметь некую рекламу, пусть незначительную и не на
главных билбордах города, но все же завлекающую клиентов. А к частному
автослесарю клиенты попадают в основном по рекомендациям других автолюбителей,
имевших успешный опыт обслуживания у него. Именно «народные умельцы» очень дорожат
своей репутацией и клиентурой. Они хорошо понимают, что при плохих отзывах можно
просто остаться без работы.
А наиболее важным фактором, привлекающим автовладельцев в
гараж к народному мастеру, это стоимость ремонта. Конечно, она на порядок ниже
по сравнению с ценами в сервисных центрах. И это не отрицают даже сами
работники СТО.
Но не стоит забывать о том, что среди автослесаров-самоучек,
как и везде, есть и добросовестные специалисты, а есть и самые обычные
халтурщики. Прежде чем отдать свою «ласточку» в руки некоего специалиста,
обещающего отремонтировать ее чуть ли не за бутылку, хорошо подумайте и
соотнесите риски, которыми может обернуться этот ремонт. Скорее всего, в
дальнейшем вам неизбежно придется столкнуться с серьезными проблемами:
неаккуратной работой, воровством деталей, нетрадиционными методами ремонта и прочее.
Чтобы попытаться избежать таких ситуаций, рекомендуем вам искать частных автомастеров
только по рекомендациям и обращаться к тем людям, которым действительно дорога
их репутация. В этом случае велика вероятность получить действительно
качественный ремонт и ограничить себя от неприятностей на дорогах.