Многие из крупнейших городов нашей страны расположены в
северных широтах. Помимо этого, существующая транспортная инфраструктура на
данный момент перегружена текущим количеством людей и машин.
Ни один город с населением более миллиона, расположенный в подобных
условиях, в зимний период не может обойтись без противогололедных реагентов.
Большая часть – не менее девяти десятых – применяемых по всему миру реагентов
основана на технической соли.
Одной из самых натуральных смесей можно назвать пескосоляную смесь.
Однако даже при всех ее плюсах, у нее есть серьезные недостатки. Прежде всего,
соль крайне отрицательно влияет на почву, серьезно загрязняя ее, разъедает
обувь людей. И во-вторых, песок по весне, когда снег сходит, в значительной
степени загрязняет город.
На текущий момент для применения в условиях города обычно
используются смеси из различных химикатов, сделанные на основе щебня из мрамора
и прочих компонентов.
История применения
противогололедных реагентов
Смесь из песка и соли
Уже в шестидесятых годах покрытие дорог в нашей стране стали
посыпать смесью из песка и соли, в которой было девять десятых песка и одна
десятая соли. Это был экологически чистый и дешевый способ противостоять
гололеду, который был достаточно удобен для движения любого транспорта. Каждый
год расходовалось примерно шестьсот тысяч кубических метров смеси.
Однако постепенно стали замечать, что песок, который скапливается на
дорогах, склонен забивать водостоки, оставаться на тротуарах и дорогах,
загрязнять дороги. Приходилось в весенний период тратить немалые средства на
то, чтобы убрать его с улиц города. За тридцать лет применения пескосоляной
смеси его накопилось столько, что коммунальные службы уже почти не справлялись
с работами по очистке.
Специалисты-химики предложили простейшее решение – убрать из смеси
песок и применять только техническую соль.
Техническая соль (хлористый
натрий)
Где-то в 1995 году было принято решение применять исключительно
чистую соль, которая даже сейчас во множестве стран считается наиболее надежным
средством в борьбе с гололедом. Она является очень эффективным реагентом –
практически мгновенно топит лед, превращая его в снежную кашу. Одним из ее
значительных преимуществ можно назвать то, что она не замерзает даже при минус
пятнадцати градусах, действуя постоянно.
В нашей стране хлористый натрий показал себя ничуть не хуже, чем в
других странах, учитывая что расходовали его в значительных количествах. Если
учесть, что в Европе или США соль строго дозируется – не более 30 грамм на один
квадратный метр дорожного полотна, то в России норму превышали в несколько
раз, раскидывая соль точно так же, как ранее – пескосоляную смесь. Доходило до
того, что снег со льдом сходили, а дорога оставалась белой – от соли!
Подобный перерасход соли приводил к тому, что соль начинала
разъедать не только лед, но и колеса и кузова автомобилей, обувь пешеходов и
даже контактные сети троллейбусов и трамваем. Постепенно соль из средства
борьбы со льдом сама стала проблемой. В немалой степени страдал общественный
транспорт – пары соли разъедали электропровода, вследствие чего водителям
троллейбусов приходилось постоянно останавливаться, чтобы перекинуть штанги
токоприемника на целые участки проводов, что не могло не приводить к появлению
заторов.
В результате слишком большого содержания соли в почве начали гибнуть
зеленые насаждения. Экологическая ситуация в крупных города стремительно
ухудшалась – есть данные, что в Москве соляные пары поднимались на высоту до 15 метров! Наконец,
экологи заявили, что если не прекратить посыпку дорог солью, то положение дел
станет необратимым.
Было принято решение использовать более продвинутые средства,
которые не столь разрушительно влияют на окружающую среду. При этом главным
критерием при подборе реагента для борьбы с гололедом стала его нейтральность –
то есть он должен был взаимодействовать только со льдом, не затрагивая ничего
более – ни металл, ни пластмассу, ни резину, ни прочие материалы.
По 2006 год вместо соли применялся хлористый магний. Однако, как
оказалось, на окружающую среду он влияет не лучше соли, так что от него
пришлось отказаться.
Ему на смену пришли реагенты, которые в своей основе имели хлористый
кальций в твердом и жидком состоянии. Расход этого реагента существенно ниже,
нежели хлористого натрия, при том, что эффективность у него не ниже. Также для
почвы он служит в качестве естественного удобрения, никак не загрязняя ее.
С 2011 года применяются фрикционные материалы и комбинированные
реагенты. Первые представляют собой гранитный щебень, вторые изготавливаются на
основе карбоната кальция или мраморного щебня.
Согласно заявлениям, сделанным официальными властями, данные
реагенты не представляют опасности для животных и никак не влияют на обувь.
Борьба с гололедом за рубежом
Как борются с гололедом в других странах? Мы постараемся кратко
рассказать об этом.
В Скандинавских странах, которые ранее закупали противогололедные
смеси у Финляндии и России, сейчас вообще практически не применяют подобные
смеси, целиком положившись на дворников с лопатами.
В части стран Северной Европы, вследствие запрета на смеси на основе
соли, популярны гранитная и мраморная крошка. Большая часть Европы применяет
песок и соль, некоторые при этом либо пользуются раствором соли, либо стараются
ограничивать объем песка. Отдельно от всех стоит Норвегия – там избрали другой
путь. Вместо применения реагентов там подогревают тротуары, так что лед
попросту не успевает там образовываться, сразу же растаивая. Конечно, вряд ли
данный способ можно назвать дешевым, однако он достаточно удобен.