Едва на рынке успели появиться направленные дождевые шины, как маркетологи придумали термин «аквапланирование». Другими словами, термин «аквапланирование», появившийся одновременно с направленными дождевыми шинами, является на сто процентов маркетинговым. Именно благодаря маркетологам многие автомобилисты, стараясь избежать аквапланирования, стали приобретать более дорогие шины для своих автомобилей. Безусловно, смысл в этом есть, так как направленные дождевые шины действительно противодействуют аквапланированию. Но данная характеристика (противодействие аквапланированию) не настолько важна при выборе покрышек. Хотя маркетологи вместе с производителями и продавцами шин стараются убедить потребителя в обратном.
Аквапланирование: возникновение и протекание процесса
Что же представляет собой аквапланирование? Аквапланирование является процессом полной потери контакта между колесом и дорожным покрытием. Данный процесс возникает из-за того, что между асфальтом и шиной образуется водяной клин. В результате данного явления водитель на некоторое время полностью либо частично теряет контроль над управлением автомобилем. Исходя из вышесказанного, непременным условием возникновения аквапланирования является наличие на дорожном покрытии воды, т.е. данное явление может протекать в сильный дождь или при больших лужах на асфальте. Последствия аквапланирования могут быть самыми разными – от небольшого испуга водителя до серьезного дорожно-транспортного происшествия. Все зависит от дорожной ситуации, скорости машины, профессиональных навыков водителя и его умения сохранять спокойствие в экстремальной ситуации.
Опытные водители знают, что аквапланирование является временным явлением, которое зачастую длится пару секунд и даже меньше. Но увы, даже долей секунды нередко хватает для возникновения серьезных дорожно-транспортных происшествий. Процесс возникновения и протекания явления напрямую связан со скоростью движения автомобиля, его массой, которая оказывает нагрузку на колеса, и, конечно, толщиной водяной пленки на дорожном покрытии. Скорость, пожалуй, является основным фактором, который влияет на процесс возникновения и протекания аквапланирования. Скорость – именно тот фактор, напрямую влияющий на силу, с которой машина выталкивается на поверхность воды.
Помимо прочего, процесс протекания аквапланирования в некоторой степени зависит от того, насколько эффективно шина отводит воду из места, где покрышка соприкасается с дорожным покрытием. Впрочем, данный фактор, по словам специалистов, является несущественным. И, конечно, следует отметить, что водитель полностью утрачивается контроль над управлением автомобилем лишь в том случае, если аквапланирование случилось одновременно хотя бы на двух колесах либо передней, либо задней оси.
Как избежать аквапланирования?
Чтобы избежать аквапланирования, т.е. полной потери управления над автомобилем, необходимо:
- строго соблюдать правила дорожного движения;
- снижать скорость на мокрой дороге и вовремя сильного дождя.
Многие автомобилисты путают аквапланирование с обычным скольжением на мокрой дороге. Вследствие этого водители, стараясь его преодолеть, применяют точно такую же тактику, при помощи которой преодолевается скольжение автомобиля на дороге. Применение одинаковой тактики не допустимо, поскольку поведение машины в этих случаях различается. Необходимо отметить, что аквапланирование возникает исключительно на высокой скорости тогда, как скольжение может возникнуть в любой момент на мокрой дороге.
При первом же признаке не нужно совершать резких движений рулем и резко нажимать на педали. Следует лишь незамедлительно отпустить педаль газа. Этого, как правило, бывает достаточно для того, чтобы через короткий промежуток времени восстановилась частичная управляемость автомобилем. Если же совершенно опрометчиво резко повернуть руль или надавить на педаль газа (тормоза), то в этом случае неконтролируемые занос, который чреват серьезной аварией, почти обеспечен.
Аквапланирование и дождевые шины
Компании, выпускающие шины, на определенном этапе стали бороться с таким явлением, как аквапланирование, и принялись производить специализированные дождевые шины. Направленный рисунок протектора – главная отличительная черта дождевых шин – призван существенно улучшить процесс отвода воды из того места, где покрышка соприкасается с дорожным покрытием. Безусловно, если разработка шины велась с проведением специальных испытаний и расчетов, то она, конечно, будет выводить больше воды, чем обыкновенная шина. Кроме того, дождевые шины чисто визуально выглядят красивее своих «классических» аналогов.
Как бы то ни было, выбирая шины, противодействующие аквапланированию, следует учитывать, что:
- ни дождевые шины, ни «классические» не могут дать стопроцентную гарантию, кроме того, оба вида шин отводят воду, но только одна делает это несколько лучше, а другая – чуть хуже;
- разница между дождевой и «классической» резиной заключается лишь в том, что с дождевыми шинами на мокрой дороге можно развивать немного большую скорость без ущерба для безопасности движения;
- дождевые шины более шумные, чем «классические», данное обстоятельство обуславливается тем, что рисунок протектора дождевой шины делает ее более шумной;
- дождевые покрышки изнашиваются существенно быстрее, чем их «классические» аналоги;
- резиновые покрышки, противодействующие аквапланированию, стоят дороже обыкновенных шин.
Резюмируя вышеизложенное, скажем, что качественные дождевые шины, попадая на высокой скорости в водяной слой, показывают себя, безусловно, лучше. Вместе с тем, наличие шин, которые противодействуют аквапланированию, часто сравнивают с подушками безопасности: с одной стороны их наличие в автомобиле – несомненный плюс, а с другой стороны – вполне можно обойтись и без них. По словам автомобилистов со стажем, «классическая» резина, если ездить с осторожностью и соблюдением правил дорожного движения, обеспечивает ровно такую же безопасность, что и дождевые шины. Напоследок следует сказать, что дурака, не соблюдающего элементарные правила дорожного движения, не в силах спасти ни подушки безопасности, ни дорогая ультрамодная резина! Безопасной вам дороги!
7-02-2013, 10:53 | Дмитрий