Как же происходит хромирование дисков?
Самый элементарный способ хромирования автодисков – наложение хрома непосредственно на сталь с последующей полировкой. Расход материалов, необходимая аппаратура и производственная площадь для такого процесса хромирования – минимальны. Однако такой способ имеет ряд существенных недостатков, а именно:
·хромированое покрытие, в силу своей пористости, защищает металл дисков только при наложении толщиной от 20 до 50 мкм, что при данном способе наложения нерентабельно и энергозатратно. При меньшей толщине покрытия автомобильные диски не защищены от коррозии, а также существует вероятность снятия хромового покрытия при полировке;
·хром может получиться мягким, легко царапающимся или твердым, плохо полирующимся, в зависимости от условий осаждения;
·при заключительной полировке пасты могут проникать в микротрещины, придавая дискам тусклый вид.
Для правильного «декоративного» хромирования автомобильных дисков в гальванотехнике используются два метода: защитное (декоративное, антикоррозионное) и износостойкое (твердохромовое) хромирование автомобильных деталей.
Перед началом хромирования дисков необходимо провести их подготовку путем абразивной или пескоструйной обработки поверхности и ее полного обезжиривания
При износостойком хромировании на сталь накладывается твердый хром с толщиной покрытия 10-300 мкм. Это придает дискам повышенную твердость и износостойкость. Защитно-декоративное хромированное покрытие автомобильных дисков отличается наличием между хромом и подложкой промежуточных слоёв. Образуется многослойное покрытие, в котором доля хрома составляет 1%, толщина каждого подслоя хрома 0, 3-1мкм. Последовательность такого вида хромирования дисков следующая: на сталь автомобильного диска накладывается слой никеля (затяжка), далее слой выравнивающей меди, затем никель полублестящий, сверху никель блестящий и, в завершении, слой хрома, который является прозрачным и служит для защиты никеля от потускнения, придавая ему голубоватый оттенок.
Подходить к выбору оборудования для хромирования автодисков следует только после выбора варианта хромирования, четко определившись, какие слои и подслои будут наноситься. Например, при трехслойном покрытии требуется приобрести пять основных и пять промывочных ванн. Иногда целесообразно сократить количество промывочных ванн, используя одну для нескольких этапов, либо увеличить число промывок, уменьшив этим промывные стоки.
Приступая к хромированию автомобильных дисков, следует уделить особое внимание следующим аспектам: самая трудозатратная часть этого процесса – полировка. В крупносерийном производстве активно внедряются автоматические системы полировки дисков, превышающие по своей стоимости все гальваническое оборудование. В мелкосерийном производстве необходимо прибегать к услугам профессиональных квалифицированных полировщиков; процесс осаждения хрома занимает всего несколько минут, а процессы нанесения остальных слоев и полировка дисков занимают несколько часов. Поэтому, при неполном покрытии поверхности диска хромом, и, как в следствии, получении брака на этом этапе, все последующие слои покрытия удаляются и операция повторяется заново в той же последовательности. Неполное покрытие диска хромом может происходить вследствие его плохой кроющей способности.
Затрагивая тему очистки гальваностоков, необходимо отметить нецелесообразность строительства очистных сооружений в рамках небольшого мелкосерийного производства. Гораздо более рентабельно в таких случаях сдавать их на утилизацию. Для несерийных и мелкосерийных участков по хромированию автомобильных дисков некоторые свойства очистки стоков довольно специфичны, это: многокомпонентность состава стоков, высокая чувствительность к примесям электролитов, приводящая к их постепенному загрязнению. Что характерно для очистных сооружений, так это их гораздо более высокая, по сравнению с остальным гальваническим оборудованием, стоимость. Однако для того, чтобы очистные стоки сбрасывать в канализацию, необходимо получить проект со специальным согласованием, а стоимость таких проектных работ вполне вероятно превысит стоимость очистных сооружений с низким уровнем производительности. Многие заказчики отдают предпочтение системам замкнутого цикла, что, однако, не всегда является оптимальным решением очистки стоков гальванопроизводственного участка, т. к. оборудование бессточных систем очистки требует квалифицированного обслуживания, ограничивает уровень производительности по покрытиям, усложняет весь технологический процесс. Часто происходят такие ситуации, когда, после установки такого очистного оборудования и запуска его в эксплуатацию месяца через 2-3 электролиты оказываются начисто выведенными из строя. Мотивируются такие факты, обычно низкой или непостоянной производительностью линии, которая не вырабатывает положенное количество покрытий в час, либо нарушениями производственного регламента синхронной работы всех ванн участка по определенным правилам, ошибками операторов измерительных приборов или очистных сооружений. И, как результат, после попыток длительных доработок, переоборудования приобретенных очистных сооружений, зачастую и замкнутый цикл размыкается.
Итак, хромирование автомобильных дисков – процесс сложный, трудоемкий и дорогостоящий. Красивые хромированные диски – это основа качественного тюнинга автомобиля, залог его неповторимости и респектабельности. Хромирование является не только внешней декорацией автомобиля, а имеет и защитные антикоррозийные свойства.