В центральной части протектора шин SUV блоки массивнее, по всей боковине пущена прерывистая линия разметки — выступающие над поверхностью блоки этой линии защищают покрышки от повреждений при контактной парковке у бордюров. А в плечевой зоне появились ступеньки, улучшающие сопротивление слашплэнингу (зимний вариант аквапланирования).
Но главное — двухслойный каркас вместо однослойного у обычных «легковых» шин Hakkapeliitta 7 и более твердая резиновая смесь. Оно и понятно — внедорожники тяжелее, поэтому их шины рассчитаны на большие нагрузки. Даже самые скромные в линейке размерностей покрышки 215/70 R16 способны нести по 800 кг каждая!
И все же главное достоинство шин Nokian Hakkapeliitta 7 SUV — сцепные свойства на льду: немного неуклюжий на скользком покрытии Cayenne тем не менее прекрасно тормозит и остается управляемым в скольжениях. Забавно, что инструкторы в школе Porsche в основном учат не правильному и быстрому прохождению поворотов, а провоцируют водителей на эффектную езду с заносами. В рации то и дело слышится: «Angle, angle, full gas!» — «Угол, угол, полный газ!» Сплошной дрифтинг. Выходит, что специфика школы Porsche — в первую очередь получение удовольствия от вождения и чувства контроля над автомобилем, а уже потом скорость и безопасность.
Впрочем, про осторожность инструктор все же вспомнил, когда я решил проехать по снежной целине:
— Не стоит туда соваться! Снег тут глубокий, под ним может оказаться вода...
Невдомек немцу, что в России важнейшим показателем зимних шин была и остается проходимость. Под предлогом фотосессии я все же умыкнул Cayenne GTS, загнал его в двадцатисантиметровый слой снега и со включенными блокировками без проблем выбрался обратно. Да, на новом Кайенне, лишенном блокировок, на целину не сунешься...
А «на сладкое» инструкторы школы Porsche дали полноприводный хэтчбек Porsche Panamera 4S на шинах Nokian Hakkapeliitta 7 с удлиненными шипами — их вылет достигает 4 мм против стандартных 1,2 мм.
Без особого энтузиазма сев за руль пятиметрового «лимузинохэтчбека», я прошел пару поворотов — и буквально влюбился в этот автомобиль. Коллеги рассказывали, что Panamera хорошо управляется на асфальте, но я никак не ожидал, что этот громоздкий автомобиль окажется таким легким на льду. «Заправить» его в поворот труда не составляет, пройти дугу в контролируемом скольжении, едва поворачивая руль, управляя только тягой, — никаких проблем! Похожее чувство власти над автомобилем давал только Mitsubishi Lancer Evolution. Но там привод постоянный полный, а на Porsche передние колеса подключаются при помощи муфты с электромагнитным управлением. Однако работает электроника столь незаметно и адекватно, что по узкой ледяной трассе можно носиться боком с десятисантиметровыми зазорами до сугробов!
И, конечно, «длинные» шипы на льду — это здорово.
— Такие шины мы уже не первый год поставляем для школы Porsche Driving Experience, — объяснил Теппо Хуовила, руководитель отдела разработки шин Nokian. — Ставим удлиненные шипы в штатные посадочные места и дополнительно фиксируем клеем. В обычных шинах клей не используем и не планируем использовать, но все свои покрышки мы шипуем сами в заводских условиях.
Заводская ошиповка — серьезный плюс: я сам отъездил четыре зимы на шинах Nokian Hakkapeliitta 4, не потеряв ни одного «гвоздя». У новых «внедорожных» шин посадка шипов еще прочнее, так что за их долговечность опасаться не приходится. Но цены... Первые партии шин Nokian Hakkapeliitta 7 SUV уже поступили к российским дилерам, и «начальная» покрышка размерности 215/70 R16 должна стоить 11300 рублей. А максимум — 17880 рублей, если речь идет о традиционных шинах размерности 265/45 R21, и 21480 рублей за «непрокалываемую» покрышку Run Flat размерности 255/50 R19 для BMW Х5.