В месте, где функционируют жидкости, естественно, не место
воздуху. Это, в основном, справедливо для системы тормозов. Не зря в
спецификации указывают сроки замены, когда нужно менять гидравлические жидкости. А дело заключается в
следующем – выпускающиеся на сегодняшний день жидкости для тормозов имеют
высокую гигроскопичность. Они как бы не торопясь, но очень уверенно получают
насыщение атмосферной влаги, и через пяток лет начинают превращаться в
жидкость, которая имеет совсем другие свойства. В раскаленных цилиндрах
когда-то коктейль этот закипает, а результатом этого является вытеснение паром
жидкости, после чего тормозная педаль начинает проваливаться под ногой. В связи
с этим есть необходимость проводить замену жидкости в плановой порядке, если
нет желания тормозить, так сказать, забором.
Воздуху не место и в смазочной системе. Чтобы не допускать
завоздушивание каналов для масла, необходимо не допустить, чтобы
уровень масла в кратере критически упал.
В случае, когда уровень приближается к минимуму, при резком маневре и крутом
подъеме либо спуске, маслоприемник начнет заглатывать воздух. Результатом
этого может стать резкий упадок масляного давления в системе и резкая масляная
недостаточность в двигателе. Естественно, тут сработает индикатор сигнала. И
когда он, даже на короткое время, мигнул при нагрузке двигателя, но не при
холостом ходе (это бывает и при низких двигательных оборотах), это уже
считается тревожным сигналом. В этом случае надо немедленно остановиться,
двигатель заглушить и проверить масляный уровень.
В охлаждающей системе не должны присутствовать воздушные
пробки. Но она так устроена, что естественные силы выталкивают воздух. Но может
произойти и нештатная ситуация. Так, охлаждающая жидкость, когда чрезмерно
нагревается, начинает закипать, и первым долгом в том месте системы, в котором
присутствует очень маленькое давление. Данный участок располагается у входа к
водяной помпе. Когда закипает разряженная жидкость, это сопровождается
пузырьками пара, а они, попав в крыльчатку, сразу же приводят к недостаточности
циркуляции. Результатом чего становится прекращение охлаждения двигателя,
нагрев его приближается к критической отметке, а если циркуляция вообще
остановится – тут приходит конец, если можно так выразиться, двигателю.
Системе питания, а также выпуска, воздушный подсос никак не
по душе. Чтобы топливо в цилиндрах сгорало нормально, его поступление должно
быть стехиометрически пропорциональным, т.е. 1:14,7 кг. Происходит обеспечение
системой питания оптимального соотношения топливовоздушных смесей в момент
рабочего состояния двигателя, с учетом нагрузок. Но воздух извне нарушает
данную идиллию. Когда воздух начинает засасываться в цилиндры сквозь нарушенную
прокладку, смесь становится обедненной.
При правильности стехиометрической смеси, ею обеспечивается
нормальная работа такого органа автомобиля, как каталитический нейтрализатор, у
которого на входе установлен кислородный датчик. Когда кислород в выхлопе
превышает норму, котроллер, уловив сигнал датчика, подачу горючего увеличит. Но
в случае, когда в выпускную систему подмешивается посторонний воздух, к
примеру, сквозь трещину, образованную в трубе до датчика кислорода, контроллер
сделает так, что стехиометрия выровняется, руководствуясь, в общем-то, ложно поданным
сигналом. А результатом этого будет то, что смесь, находящаяся в цилиндрах, может
обогатиться на 10-20 процентов, что отразится на увеличении топливного
расхода и вредных выбросов, например, СН и СО. А потом не заставят себя долго
ждать перебои работы и сигнал «CHECKENGINE». Проверив свечи, вы поймете, что смесь
обогатилась, а это закопченность головок. Но память самодиагностики сохранит
запись о бедной смеси, ведь кислородный датчик будет продолжать фиксировать
излишки кислорода.
Понятно, что проблемы с подсосом воздуха могут поставить
даже в тупик, вызвать совершенно ненужные затраты, вызванные необходимостью
заменить целые узлы, которые, оказывается, вовсе непричем. Здесь многое
зависит от того, насколько квалифицирован диагност.
В фирменных мастерских, где работают люди с большим опытом,
специалисты постоянно подтверждают свою квалификацию, и диагностику проводят на
высоком профессиональном уровне. Для выявления конкретного места подсоса,
пользуются в основном жидкостью WD-40. Она не вредит автомобильной электронике и способна
проникнуть даже в самые маленькие трещины.
Выявить подсосы с помощью воды куда сложнее. Попав в цилиндры,
вода глушит мотор, а электроприборам она очень опасна.
Но чтобы найти трещины и неплотности в выпускной системе,
сегодня применяют специализированные дым-машины, подсоединяя которые, утечки
можно увидеть в виде дымовых струек. Такая аппаратура встречается только в дилерских организациях, поэтому при
возникновении спорных вопросов и тупиковых ситуаций, желательно обращаться в
такие центры. В этих случаях вам будет выгоднее показать свой автомобиль именно
там – ремонт обойдется дешевле, чем если вы будете действовать самостоятельно и
предпринимать замену одного узла на другой, применяя метод исключения.