На данный момент механическая коробка передач остается распространенным механизмом, который изменяет крутящий момент двигателя. Коробка получила свое название от механического или вернее ручного способа переключения передач.
В механической коробке передач для выбора
необходимой передачи нужен специальный рычаг, который называется рычагом переключения передач, его
также называют селектором. С помощью него можно в любой момент совершить любую
из ступеней, которые имеются в коробке передач (нельзя задействовать ступень
заднего хода, потому что включать ее необходимо лишь после полной остановки
авто).
Место, где находится механизм переключения передач и системы привода различается в зависимости от модели и типа автомобиля.
- Рычаг переключения передач у заднеприводных автомобилей может располагаться прямо на корпусе коробке передач (но обычно либо сбоку, либо сверху), иногда рычаг расположен на специальном удлинителе. Еще такой привод не может использоваться на многих переднеприводных автомобилях. Например, на автомобиле модели «ГАЗ-69» применялась трехступенчатая механическая коробка передач, которая имела прямой привод от рычага находящегося на боковой крышке.
- Механизм переключения и сам рычаг переключения передач может также располагаться дистанционно (то есть напольно или возле приборной панели или на рулевой колонке) и одновременно связан с коробкой передач при помощи тяг или тросов (которые называются обычно «кулисой»). Одним из плюсов такой системы является удобное для водителя расположение рычага, а также свободная компоновка автомобиля и устранена вибрация рычага переключения передач. Но минусом является то, что дистанционный привод не так долговечен как хотелось бы и потом начинает разбалтываться, а это требует постоянных регулировок механизма или вообще полной замены тяг. Еще один минус- это четкость в переключении передачи с таким механизмом хуже, чем например, при прямом расположении рычага на корпусе коробки у автомобиля.
- В настоящее время на многих новейших моделях авто устанавливаются электромеханические системы привода.
- Можно еще добавить то, что существуют коробки передач классического вида с «секвентальным» или проще говоря, с последовательным переключением передач. Он расположен при помощи джойстика, у которого есть два положения переключения – это или плюс и минус, или специальные указатели «лепестки», но переключать их можно только одну за другой. Такие системы применяются на спортивных автомобилях и на мотоциклах.
На современных автомобилях
устанавливается коробка передач, управляемая рычагом, расположенным напольно.
То есть рычаг расположен на полу автомобиля, а не на нижней части панелей
приборов или на центральной консоли.
Способов выбора определенной передачи с напольным рычагом в различных
механизмах переключения передач может различаться, но мы расскажем вам об
основных передачах.
-
первая передача – это самая сильная из передач и она дает больший крутящий момент и используется для трогания автомобиля с места, для преодоления сложных участков дороги. На такой передачи скорость достигает до 30 км в час;
-
вторая передача необходима для разгона авто, для движения на скоростях от 30 до 40 км в час;
-
третья передача необходима для разгона авто и движения на скорости от 30 до 50 км в час;
-
четвертая передача, она еще называется прямой и создает меньший по сравнению с другими передачами крутящий момент, а также дает большую скорость от 50 до 70 км в час;
-
пятая передача дает возможность развить скорость свыше 70 км в час
Автоматическая коробка передач с
напольным рычагом обычно выбирает необходимую передачу самостоятельно в
соответствии с нагрузкой на двигатель и со скоростью, на которой движется
автомобиль. Когда увеличивается скорость, то коробка выбирает повышенную
передачу, а если уменьшается, то пониженную.
Плюсом такой коробки являются следующие характеристики:
-
автоматическая коробка передач очень удобна в управлении;
-
почти не требуются физические усилия, как с классическими коробками передач;
-
дает возможность более внимательней следить за обстановкой на пути движения авто.
Недостатками такой коробки
передач являются: большой расход топлива, примерно на 10% чем в обычных
коробках, а также сложное управление на трудном участке пути.
Рычаг переключения передач на автоматической коробке имеет следующие
положения:
-
P – (т.е. стоянка) блокируется коробка передач. Включается на стоящем автомобиле;
-
R- это положение заднего хода, должен включаться нажатием на фиксатор;
-
N- нейтральная передача на коробке;
-
D- необходим при движении авто, когда автоматически переключаются передачи
Следует запомнить расположение
рук: правая рука при переключении передачи должна быть на рычаге, а левая на
рулевом колесе.
Чтобы совершить обгон автомобилей, необходимо включать пониженную
передачу, нажимая полностью на педаль «газа» или на кнопку, которая находится
на рычаге.
Запомнить схему передач не очень сложно, вскоре вы будете не смотреть на
коробку передач или на рычаг, а уверенно обгонять авто на дороге.