История российского автоспорта начинается
еще в далеком 1900 году, когда богатые люди, которые имели свой автотранспорт,
решили устроить соревнования просто на определенном участке дороги (140 верст). И вот так, двое
автомобилистов на дороге Луги-Петербург устроили первую в России гонку. С
развитием мирового автопрома в больших российских городах создаются
автомобильные клубы. В Российской империи самым главным считалось Российское
Императорское автомобильное сообщество. Это сообщество занималось пропагандой
автомобиля как основного вида транспорта (в больших городах проводились целые акции,
суть которых заключалась в том, чтобы агитировать местное население отказаться
от гужевого транспорта), кроме этого Российское Императорское автомобильное
сообщество занималось разработкой правил движения, а также устраивало
соревнования и пробеги.
Российский автоспорт только зарождался и общего
установленного регламента не было, на дистанцию с классическими автомобилями
выходили мотоциклы и аэросани (авиационный двигатель) и полугусеничные
вездеходы (их конструированием занимался Адольф Кегрес). Такие соревнования зачастую устраивались
исключительно в мегаполисах и их основной целью был промоушн мото транспорта
среди бомонда.
В 1901 году был зарегистрирован первый российский рекорд, где
автомобиль проехал 1660 метров со скоростью 45 км/ч. Через три года российские
гонщики уже преодолели черту в 100 км/ч. Вместе со скоростными рекордами росло и
число аварий со смертельным исходом, но тем не менее, автоспорт в Росси
продолжал развиваться.
Россияне активно принимали участие в соревнованиях не
только у себя на родине, но и за рубежом. Сначала российские гонщики
выступали под псевдонимами, но уже через некоторое время стали принимать участие
в гонках открыто, и что самое главное - завоевывать свои первые призовые места.
Тем не менее, до 1909 года отечественные гонщики принимали участие в
соревнованиях на иностранных автомобилях, но в 1909 году в многодневной
гонке состоялся дебют отечественного болида под названием Руссо–Балт С 2430,
который победил в ней.
Уже в 1912 году этот автомобиль был представлен на
международных автогонках (9 место в абсолютном зачете ралли Монте-Карло).
Примечательным остается тот факт, что россияне опередели 89 автомобилей, чтобы
занять свое почетное 9 место. Руссо–Балт С 2430 проехал от северной столицы к Монте-Карло и при этом ни разу не
поломался (за это гонщики также были премированы).
До первой мировой воны этот
автомобиль был модифицирован и за характерную форму в народе был прозван
"русским огурцом". Именно Руссо–Балт С 24/58 считается первым
отечественным спорткаром заводского производства. После революции 1917 развитие автоспорта в России на некоторое время прекратилось, так как считалось что гонки это удел буржуев, а все имеющиеся спорткары, да и моторы, начали использовать
в нуждах революции.
В 1922 году в советской России состоялись первые гонки,
которые лишь отчасти напоминали настоящие гонки, ведь автомобили были изношены и рекорды на этих
гонках никто не ставил. Иван Иваныч Иванов, гонщик в молодости, а сейчас простой рабочий на заводе решает с единомышленниками возродить автоспорт в России. И ему это удается,
но автомобили, принимающие участие в этих соревнованиях, отчасти не похожи на
классические спорткары, и что
самое главное, они почти неуправляемые и небезопасные не то что для гонщиков,
но и для обычных зрителей, поэтому в лихие 20-тые автоспорт в России не особо развивался.
В 1925 году состоялся первый советский
автопробег, который должен был популяризировать в народных массах автомобиль
как транспорт, который должен сменить крестьянского коня. Примечательным
является тот факт, что победу в этом соревновании одержал автомобиль марки Мерседес,
а призовой фонд в виде столового серебра и золота ушел иностранцам.
В 1927 году
в СССР создается организация Автодор, основной задачей, которой является строительство дорог, а также популяризация
автотранспорта среди населения. В СССР массово начинают строиться дороги, в
первую очередь между большими городами, а также в сторону морей и здравниц. Уже в
начале 30-х годов доля иностранного транспорта, который разъезжает по
советским дороги значительно снижается, их заменяют отечественные машины Горьковского завода. В автомобилях Газ А разъезжают по глубинке советские агитаторы.
Наряду с регулярным мужскими автопробегами в 1936 году состоялся первый женский автопробег, который вызвал бурную реакцию
общественности. Этот пробег был приурочен к выпуску сталинской конституции, а
женщины–гонщицы были хорошо вознаграждены. Наряду со взрослыми автопробегами и регулярно устраивали
и детские на небольшие расстояния.
В это время большинство пробегов имело не столько спортивный, сколько пропагандистский характер, гонщики, что-то пропагандировали,
а восторженное население с умилением и верой слушало. Бывали такие пробеги, на
которых водителям посреди дороги приходилось одевать противогаз и оставшийся
отрезок пути проезжать по условно зараженной территории, тем самым доказывая
всем свою готовность к труду и обороне. По стране начали массово
открываться автомобильные кружки, на которых пионеров с детства приучают к
автомобилю. Со временем автомобиль Газ А был сменен Газ М1.
Советское правительство постепенно начало осознавать, что автоспорт можно
использовать для ведения военно-патриотической работы. На высшем уровне было решено начать проводить советские гонки,
но как это ни прискорбно, к тому времени в СССР не было ни одного спорткара. Было решены
переоборудовать ГАЗ А. И уже в 1937 году в СССР был установлен первый
официальный рекорд скорости, он составил 129 км/ч. В 1939 году на заводе им. Сталина комсомольцами активистами был построен первый советский родстер поз
названием ЗИС 101, несмотря на то, что он был позитивно принят верхушкой партии,
его судьба была печальна.
По сравнению с зарубежным советский автоспорт отставал не только в скорости, но и по всем прочим показателях. Руководство
страны понимало, что нужно во чтобы то ни стало обойти западных буржуев. И ученые, и конструкторы, и инженеры получают
задание по разработке первого советского спорткара, который бы ничем не уступал западным аналогам. Первенцем стал Газ ЦАКС (болид Цепулина). Этот автомобиль развивал скорость всего 130 км/ч, поэтому он не устроил советское руководство, а его разработчик стал врагом
народа. Вскоре появляется очередной советский болид под названием ГЛ 1. В 1940
году этот автомобиль устанавливает новый рекорд скорости в СССР - 161 км/ч.
Как видим, развитие автоспорта в России вплотную зависело от политической
ситуации в стране, царский режим делал все для развития этого престижного вида
спорта в стране, что же касается большевиков, то они сначала запретили его вообще,
потом осознав его полезность в ведении агитации, начали его возрождать, но тем не менее, они не особо
ставили на этот вид спорта, а когда поняли, что за ним будущее и престиж страны,
было уже поздно. СССР отставала во многом, не только в автогонках.