При покупке центровочных колец важно подогнать их под
истинный размер ваших дисков, покупать первые попавшиеся нет смысла.
Назначение
центровочных отверстий
Иногда можно слышать, что центровочные отверстия на дисках
это лишняя деталь, что они и не нужны вовсе, диски прижимаются к ступице
болтами с центровочными конусами. На первый взгляд, это отверстие, кроме как
сборником грязи не назовешь, ведь ступица и диск соединены нормально и нет
никакой нагрузки. Но так думают малограмотные владельцы автомобилей.
Начнем с того, что
колесо, пожалуй, самая часто заменяемая самостоятельно деталь из всего
автомобиля. Для установки на заводах есть специальное сложное оборудование, но
это слишком дорого и непрактично иметь такое оборудование даже в
шиномонтажах.
Но установить диск ровно просто необходимо, ведь одна из самых распространенных
причин сильного биения колес кроется именно в неправильной посадке на ступицу.
Такое биение приводит к преждевременному износу подвески, уже не говоря о
невозможности балансировки и нормального вождения из-за биения. В одном из
пунктов статьи о причинах биения подробно расписан вопрос о причинах и
последствиях неправильной установки диска на ступицу. Когда ось ступицы
отличается при вращении от оси колеса, то помимо биения происходит
направленное разрушение узлов подвески, что однозначно закончится поломкой. В
лучшем случае переднее колесо отвалится на стоячем автомобиле, в худшем - на ходу
и на большой скорости.
Водители часто пренебрегают небольшими погрешностями, говоря,
что полмиллиметра никакой роли не играет, можно сделать балансировку, но это
грубая ошибка, совпадение осей ступицы и колеса должны быть идеальными.
Возникает резонный вопрос, а как этого можно добиться в условиях аварийной
замены колеса на дороге? Вот для этого производители всегда делают ступичный
цилиндр, диаметр внешнего края, в точности равен диаметру внутреннего
центровочного отверстия. При таком подходе колесо уже практически идеально
ложится на ступицу, теперь его только нужно правильно прижать болтами, не
пережимая. Именно поэтому настолько важны заводские центровочные отверстия, а
не конусные болты, которые по сути точной ровности по отношению к оси никак не дают.
Теперь понятно, что в случае несовпадения диаметра
отверстия оси диска с диаметром ступицы, не нужно оставлять как есть или
мудрить с балансировкой, нужно приобрести специальные центровочные кольца.
Любые индивидуальные размеры колец вы сможете найти в специализированных
шинных центрах.
Подбор и покупка
колец
Сразу нужно оговориться, что несовпадения центровочного
отверстия ступицы и диска решаются центровочным кольцом только в том случае,
если на диске оно больше, чем на ступице. Иногда дисковое отверстие оказывается
меньше ступичного и люди самостоятельно начинают растачивать их. Это просто
невозможно, здесь мало расточить правильно, необходима специальная закалка
диска, иначе металл вокруг стачиваемой части становится слабее.
Чтобы правильно подобрать центровочное кольцо, особенных
навыков не нужно. За основу берутся два размера: диаметр отверстия имеющегося
на диске и диаметр того отверстия, которое вам нужно для посадки. Можно
обойтись без ручных замеров, достаточно посмотреть данные, дисковый диаметр
того колеса, которое вы хотите ставить, информация есть на самом диске. А правильный
диаметр от производителя можно глянуть на родных дисках автомобиля, в случае
если таковых нет, то в документации эти данные точно найдутся. Диаметр
дискового отверстия — это внешний, а диаметр ступичный — это внутренний, нельзя
допускать маленьких плюсов и минусов, иначе установка кольца вообще не имеет
смысла.
Материал для
центровочных колец
На эту тему постоянно ходят споры, из какого же материала
лучше выбрать центровочные кольца. Если взять во внимание их функцию, то они
отвечают только за идеальную посадку диска на ступицу, а после того как диск
ровно встал, он еще и прижимается конусными болтами. В таком случае все
требуемые результаты достигнуты, а значит, неправильная нагрузка на подвеску
отсутствует. Само же центровочное кольцо и вовсе не подвергается нагрузке,
единственное, за чем нужно следить, это за многократным использованием кольца.
Если много раз менять диски и использовать при этом одно и то же кольцо, тем
более пластиковое, то оно в итоге начнет давать погрешности. Рекомендуется
после 3-4 замен кольца сменить, иначе они теряют свои начальные
характеристики.
Как правило, кольца выпускаются из специального пластика и
алюминиевые. Пластиковые кольца недорогие и их можно сразу приобрести в
нескольких комплектах, а одного кольца вам будет достаточно как минимум на год.
Прежде чем покупать кольца от сторонних производителей, которых предостаточно,
следует обратить внимание на родные. Сейчас практически все производители
автомобилей делают центровочные кольца под свои модели. Такие кольца намного
качественнее, выполнены под все параметры и характеристики вашего автомобиля,
не смотря на то, что это пластиковые кольца, они будут намного лучше, чем
алюминиевые кольца от сторонних производителей.
Но бывают такие ситуации, что ни в шинных центрах, ни в
фирменных магазинах вашего производителя нет центровочных колец, нужного вам
диаметра, редко, но такое бывает. В такой ситуации вам поможет профессиональный
токарь и кроме прямых рук, у него должен быть хороший токарный станок,
максимально точный для выточки мелких деталей. При выборе материала для колец
нужно учитывать, что металл должен быть намного мягче, чем тот, который на
ступице и диске, к тому же именно он подвержен стачиванию в случае неправильной установки, а
не ступичный металл. Если вы выбрали для колец металл, то это еще не значит,
что вы получили вечные центровочные кольца, он так же имеет свойство стираться.
Если вы уж добрались до такой выточки, то сделайте несколько колец с запасом.