Впрочем, во все времена нашей истории эти люди на дороге
занимались одним и тем же - поборами. При царском режиме это тяжелое бремя взяли
на себя городовые: чистили извозчикам карманы, затем в сталинское время
сотрудники ОРУД не отставали от своих предшественников. Хрущев также не смог исправить ситуацию во время всеобщего достатка и
социалистического счастья, ну а ныне нехотя, но доблестно эту функцию исполняют
ГИБДД.
Если водителю сказать о честном гаишнике, это станет
анекдотом, а сами сотрудники ведомства говорят, что это государство делает так,
чтобы они брали, якобы это чуть ли негласное правило. Зарплату поднять на такой
уровень, чтобы не хотелось брать взятку, государство не может, выгнать всех тоже
не может, вот и получается - бери, пока не попался. Судя по статистике, брать
получается очень неплохо, несмотря на ужесточение штрафов, правонарушений
становится иногда только больше. Из общего числа нарушений взятками решается
33% вопросов, если взять среднюю сумму, то это около 3000 руб. за штраф - чего же
не брать.
Статистика взяток
Росгосстрах провела компанию по опросу водителей, смысл опроса состоял в том, чтобы хоть приблизительно понять, сколько же в среднем инспектор ГИБДД получает денег от поборов. Опрос был сделан в 37 областных городах страны, задействовано было свыше 10 тыс. человек, результаты были таковы:
- северная столица Ст.-Петербург лидирует с 44% взяточников;
- на второй ступени Самара, с небольшим отставанием - 40%;
- Воронеж с Краснодаром делят третью позицию набрав 39%;
- совсем рядом стоит Волгоград с 38%, всего-то на процент меньше;
- Тольятти значительно снизил показатель до 36%;
- Москва, Уфа, Наб. Челны отсалютовали 32%;
- во Владивостоке и Саратове было зарегистрировано 29% взяточников с жезлом;
- и на последнем месте по престижу стоят Хабаровск и Тула с несчастными 25%.
Опрос был построен таким образом, что водители отвечали на
поставленный вопрос, процент был взят от общего числа опрошенных, водитель говорил, насколько
часто сотрудники ГИБДД соглашались принять от него взятку.
Ну а теперь уже можно приблизительно подсчитать гонорары,
если в среднем сумма взятки составляет 3000 руб., про официальную зарплату в
таком случае можно и не вспоминать, она и не заметна будет.
Взяточничество в Москве
Официальная цифра зарегистрированных в Москве авто около
3.5 млн, теперь считаем - 32% это около 1.2 млн. человек, дающих регулярно взятки, затем путем
умножения получаем около 4 млрд. рублей взяток.
Но не будем останавливаться, перейдем к честной дележке, эту сумму в 4 млрд.
нужно разделить на всех инспекторов ГИБДД. Их немного, всего 3.5 тысячи
человек, вот и получим 1.15 млн рублей за год на сотрудника, конечно, они
делятся со своими начальниками. По некоторым данным это происходит так - дежурные получают 10%, а начальники 25% на ровном месте и ничего вообще не
делая. Остается скромные 750 тыс рубликов в год на сотрудника или 63 тыс в
месяц, небольшая прибавка к зарплате.
Взяточничество в Петербурге
В Ст.-Петербурге общее число зарегистрированных транспортных
средств 1.3 млн, 44% водителей, 570 тыс человек, это те, кто каждый раз
предлагает решить вопрос на месте. Теми же подсчетами получаем сумму в 2 млрд.
рублей, но сотрудников здесь меньше, их всего 2.5 тыс. человек. А значит, получается
по 800 тыс. рублей на человека, за минусом вычета начальству и дежурным остается
520 тыс в год, прибавка в месяц всего 43 тыс. рублей.
Итог
Но нужно понимать, что это приблизительная цифра, которую
можно умножить намного, т.к. дающих взятки намного больше, и в эти
расчеты не взяты приезжие водители, а их там столько же, сколько и официальных.
Сами инспектора особенно и не скрывают этого, да и как тут
скроешь, ситуация может быть и решаемая, но с зарплатой 10-15 тыс. рублей ждать
проблеска точно не стоит. Все упирается в государственное безразличие,
несовершенство законов, наплевательское отношение к людям. Мы, конечно, можем
пенять на инспекторов, возможно и должны, но проблема эта не человеческого
уровня, а государственного. Зарплату нужно сделать такой, чтобы инспектор
боялся потерять эту работу, зная, что он находится в достатке, а один случай
может перечеркнуть всю жизнь.