» » Влияние биоритмов на способность к управлению автомобилем

Влияние биоритмов на способность к управлению автомобилем

Влияние биоритмов на способность к управлению автомобилемАвтомобиль и водитель являют собой своего рода симбиоз, систему, в которой главную роль, роль управления, берет на себя человек. Автомобиль, как элемент такой технико-биологической системы позволяет водителю увеличить скорость передвижения и грузоподъемность. Поэтому безопасность и эффективность управления автомобилем в основном зависит от наличия хороших способностей водителя в реакции приема информации, умений быстро принимать решения. Но далеко не всегда конкретно взятый человек может управлять автомобилем одинаково хорошо.


Главные характеристики психологических и физиологических свойств человеческого организма, которые наделяют водителя способностями в управлении автомобилем – это восприятие, время на совершение действия, внимание, точные мыслительные процессы, мышечная сила. Но эти характеристики не всегда постоянны, на протяжении времени они могут усиливаться или понижаться. Такие свойства получили название – биоритмы.

Существует наука, которая исследует биоритмы человека - биоритмология. Сейчас в этой науке присутствует информация о более чем ста разных видах изменений характеристик человеческого организма. Периодика биоритмов может быть величиной с секунду, а может длиться на протяжении десятков лет. Биоритмы затрагивают самые разные жизненные проявления человека, начиная от сердечной деятельности и дыхания, а заканчивая многолетними периодами творческой активности человека.

На организм человека больше всего действуют ритмы месячные, годовые и суточные.

Годовые биоритмы зависят от сезона года. Например, зимой и осенью у множества людей наблюдается спад в работе и функционировании организма. Снижается усвоение фосфора и кальция, недостаток которых оказывает влияние на головной мозг и нервную систему. Сильно подвержены таким влияниям люди с высокой эмоциональной активности. Появляется вялость, нервозность, раздражение.

К влиянию суточных биоритмов предрасположен каждый человек. Самые известные из них – это бодрое состояние и сон. Но во время обычного состояния активность организма непостоянна.

Управление автомобилем напрямую зависит от биоритмов. Знания о некоторых из таких биоритмов помогут улучшить и правильно спланировать процесс вождения всем автомобилистам. Самый важный биоритм изменения характеристик организма – суточный.

Циркадный или суточный биоритм являет собой изменения ряда психологических и физических характеристик организма человека на протяжении суточного отрезка времени. В некоторые часы дня усиливается вялость, организм расслабляется и приходит ощущение сонливости. В такое время обычное управление автомобилем будет трудным, нужно будет создавать больше усилий для совершения управления. А потом, через некоторое время, снова появляется бодрость и тонус. Это все является проявлениями суточного биоритма человека.

К примеру, давление внутри глазного яблока очень влияет на работу зрения водителя и оно так же подвержено суточному периоду. Утром давление максимальное, а вечером оно опускается до самого минимума.

Почти все системы и органы человеческого организма работают с суточными периодами характеристик. Т.е это все откладывается и на характере работоспособности организма человека в целом. Исследователи, путем экспериментального наблюдения за суточной периодичностью работы организма создали усредненную кривую изменения характеристик организма на протяжении суточного отрезка времени. В кривой есть две точки максимума и две точки минимума. Первый подъем характеристик идет с 3 ночи до 10 утра. Далее наступает снижение и достижение минимума, которыйнаступает примерно с 14 до 15 часов. Далее работоспособность снова растет и второй максимум приходится ближе к 18 часам. Второй интервал минимума наступает около 2-3 часов ночи. Далее цикл вновь повторяется.

Проведя исследования, возникли результаты по ДТП. Стало известно, что количество ДТП, которое приходится на время интенсивного потока людей и машин, увеличивается примерно в то же время, когда происходит спад характеристик организма.

Каждый организм обладает своим биоритмом суток. Р.Хампп – немецкий физиолог, провел исследования и обнаружил, что около 1/6 части людей являются утренним биоритмических типом, как их иначе называют – жаворонки. 1/3 являются вечерним типом или совами. Другие, оставшиеся люди, не проявляют каких-то конкретных признаков данных типов, т.е являются аритмическими.

Люди с утренним типом биоритмов просыпаются с легкостью и в ранние часы дня. В первую половину суток у жаворонков наблюдается максимальные характеристики работоспособности организма. В это время у них максимальные показатели зрения, слуха и физических чувств организма. Около 9-10 часов вечера у жаворонков наблюдается спад, их клонит в сон, замедляется реакция, внимание становится рассеянным. Поэтому самыми опасными часами работы для людей утреннего типа, являются часы позднего вечера, начала ночного времени. Так что для организации вождения водителям – жаворонкам нужно учесть свой биоритм и стараться не работать во вторую смену или не брать переработку после первой.

Люди вечернего типа, совы, просыпаются с трудом, прилив сил и тонус организма сразу после пробуждения не наступает. Утреннее состояние для них является мукой. Обычно, с утра у сов наблюдается повышенная раздраженность, замкнутость. Мышцы организма вялые, замедленная реакция. На протяжении дня у сов происходит плавное увеличение работоспособности. Около 9-10 часов вечера у сов наступает время повышенной работоспособности. Поэтому водители с вечерним типом при вождении утром должны стараться максимально сосредоточится. Работа в вечернюю смену для них более плодотворна и предпочтительна в качестве эффективности и безопасности её проведения.

Аритмичные люди обычно существуют в двухподъемном режиме биоритма. Это значит что суточное изменение их характеристик достаточно сложное.

Водителю нужно знать свои биоритмы и свой тип. Такие знания помогут водителю создать благоприятный в качестве безопасности и эффекта рабочий лад вождения. Наблюдая за своим состоянием, водитель получает способность выбора такого маршрута и темпа движения, который наиболее лучше ему подходит для данного времени.

15-04-2013, 00:27 | Игорь Пелих
 
Ваше Имя*:
Ваш E-Mail:
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Защита от спама: