На первый взгляд он выглядел почти нетронутым. Только чуть более темное чем обычно, лобовое стекло и прогар на капоте говорили о случившемся. Когда я открыл капот, запах беды и пожарища вырвался из мотоотсека и окутал все вокруг. То было мое первое знакомство с горелым автомобилем. В качестве начальника отдела страховой компании. Я приехал на страховое событие.
Мотоотсек выгорел практически полностью. Обрывки проводов, порыжелые от жара трубы, оплавленный пластик, лохмотья резины... Первая мысль была: поджог или...?
По словам владельца машины, он приехал домой с работы, поднялся на третий этаж, взял собаку, спустился вниз и увидел дым из-под капота. Хорошо, что в машине всегда был огнетушитель - углекислотой удалось быстро ликвидировать загорание, еще до приезда вызванной пожарной команды.
Что же произошло?
За помощью обратились в Киевский научно-исследовательский институт судебной экспертизы. Эксперт, только взглянув на табличку, грустно улыбнулся -"Араб" - и пояснил: - "Автомобиль в тропическом исполнении, для стран арабского региона".
Так я узнал, что электропроводка автомобилей в тропическом исполнении комплектуется проводами в нехладостойкой изоляции. В условиях наших морозов она трескается, летом расползается, что приводит к короткому замыканию и пожару, как в этом случае. В дальнейшем, к сожалению, еще не раз мне доводилось выезжать на страховые события, связанные с пожарами автомобилей, оснащенных тропической проводкой.
Избежать этой неприятности можно, своевременно (то есть, первым делом) заменив ВСЮ электропроводку автомобиля. Лучше всего это делать на СТО, причем хорошо, если СТО фирменная: даже излишне высокая цена будет меньшей неприятностью, чем покупка нового автомобиля. На СТО мне рассказали, что замена проводки неспециалистом чаще всего производится без температурного допуска запаса. При охлаждении провода сжимаются, изоляция трескается, при нагреве провода провисают, замыкают. В случае же установки электрооборудования на СТО она несет полную ответственность за работу автомобиля, и претензии на вполне законном основании могут быть предъявлены ей.
Как показывает опыт, в подавляющем большинстве случаев причиной пожара являются неисправности в электросистеме автомобиля, начиная от замка зажигания, стартера, аккумуляторной батареи и заканчивая осветительной проводкой. При ослаблении контактов в любом из мест начинается искрение, подгорание контактов, как результат - резко возрастает сопротивление, провода греются до температуры плавления меди, что приводит к замыканию, обрывам, загоранию изоляции и, как результат - к пожару.
Очень часты случаи размещения проводки возле движущихся частей, захват проводов, обрыв пучка, замыкание.
Запомните: проводка должна быть в поливинилхлоридиой изоляции, с температурным диапазоном от -55'С до +70'С. Кроме того, рекомендуется проверять каждые 1000 км надежность крепления и чистоту контактов на аккумуляторной багарее, замке зажигания, фарах, габаритах, особенно задних - рядом бензобак!
Из всех марок автомобилей, которые мне доводилось видеть в послепожарном состоянии, меньше всего повреждений салона бывало у автомобилей Opel. Полностью выгорают машины все-таки редко. После аварии и столкновения, если есть силы и время, постарайтесь выключить зажигание. Не курите возле столкнувшихся автомобилей.
Еще одной причиной пожаров являются неисправности в топливной системе. Некоторые "умельцы" меняют штатные бензинопроводы на трубки из небензостойкой резины. К чему эта самодеятельность приводит, думаю, нет необходимости пояснять. Иногда отходит уплотнение на патрубке, начинается подтекание бензина, испарение... Парам бензина много не нужно.
Опасными местами являются переходы карбюратор-цилиндры и бензонасос-карбюратор. Излишне натянутая трубка трескается в местах соединения, что приводит к образованию разрывов в системе. Чревата неприятностями старая резина.
Наверное, нет необходимости напоминать о том, что контакт бензина с атмосферой через отверстие в крышке бензобака должен быть: при засорении этого отверстия в бензобаке происходит накопление паров.
Не исключены варианты, когда в бензобак не без посторонней помощи могут попасть такие же посторонние вещества. Так что - запирайте бензобаки.
Как ни странно, наличие противоугонных систем иногда приводит к пожару. Бывают случаи, когда релейные схемы подгорают, залипают, греются. Электрические отсекатели топлива в подобных случаях могут привести к вспышке и взрыву бензобака. Будьте внимательны! Лучше пользоваться электронными противоугонными системами, установленными профессионалами.
Подытожив, хочется добавить следующее: в автомобиле мелочей нет. Неподтянутая гайка, старая резина, непрочищенный контакт, излишне натянутые или слишком свободные провода - и в один, далеко не прекрасный момент вы рискуете стать пешеходом.