Для
ремонта подобного вида кузова необходим стенд
со столом, который имеет жёсткое соединение со станиной. Последняя должна
представлять собой жесткую стальную конструкцию. Наружные поверхности устройств контроля традиционно проходят
обработку для достижения нужной степени плоскости. Длина используемого стенда
может варьироваться от 3,5 до 4 м. Стенд основывается на сваренных швеллерных
или двутавровых профилях большого сечения. Сама рама опирается на колеса или
опору, также выполненную из жестких профилей, которые в свою очередь могут быть
замурованы в пол. Верхняя поверхность рамы представляет собой суппорты в виде
отдельных подушек из толстого листа, которые обработаны в одно плоскости. Эти
подушки предназначены для установки поперечин с наконечниками или съемных
суппортов с точкой крепления к автомобилю в верхней части на место
демонтированных механических узлов.
Базовые
отверстия, которые находятся под траверсами или лонжеронами можно проверить без
снятия механических узлов. Но здесь очень важно не перепутать эти отверстия с
отверстиями для антикоррозийных внутриполостных покрытий и отверстиями для
вентиляции.
Некоторые
механические узлы можно проконтролировать без их снятия с помощью специальных
приспособлений – это элементы опоры для контроля рычагов подвески креплений
треугольников.
Стендовые
приспособления могут удерживать детали из жести в процессе ремонта, что позволяет
осуществить восстановление автомобиля и его структуры.
В виду того, что автомобильные кузова разные и для каждого в отдельности
необходим свой набор шаблонов, возникает затруднение в хранении и поставках всей необходимой
оснастки для осуществления ремонта. Вот почему появился размерный контроль,
который позволяет решить эту проблему. Контроль кузовного основания выполняется
путем измерения и сравнения с размерами стенда, которые определены
конструкторами авто или производителем стенда.
В
мастерской ремонтные стенды могут размещаться просто на полу либо на опорах.
Существуют стенды, которые размещены на подъемниках для обеспечения удобства в
выполнении больших ремонтных объемов или
сложных работ. С помощью подъемника стенд поднимается на требуемую высоту для
оптимизации рабочих условий.
Поверхность
стенда вне зависимости от его конструкции в мастерской должна быть отнивелирована,
а процесс установки должен учитывать все эксплуатационные требования. Другими
словами, необходимо предусмотрительно оставить запас пространства для
расположения гидравлических угольников сзади и спереди автомобиля, для открытых
дверей, а также наличие свободного пространства над транспортным средством,
которое при необходимости позволит установить монорельс с талью.
Для
того чтобы подготовить стенд к работе, нужно выполнить нижеследующее.
Со
склада берется комплект оснастки – съемные опоры. Все базовые и опорные
контактные поверхности очищаются. Каждая опора должна занять свое место
согласно схеме. Опоры могут иметь разметку, которая производится буквами или
дополнительной одной меткой, которая указывает левые опоры на базовой
поверхности, или цифрами. Опоры, помеченные четными цифрами, устанавливаются на
правой стороне, нечетными – на левой стендовой поверхности. После этого вставляются
крепежные болты и равномерно
затягиваются со средним усилием. Окончательная затяжка проводится «крест на
крест», т.е. гайки затягиваются в диагональном направлении попеременно.
На хорошо оснащенном стенде можно осуществить проверку следующих параметров:
- Надежность механического крепления передней траверсы. Здесь осуществляется контроль опоры стабилизатора поперечной устойчивости или крепление анкерной подвески и крепежные детали буферов. Если нужно, то на этом уровне делаются базовые отверстия.
- Крепежные точки подушек к брызговикам или передней поперечине. Если подушка двигателя переднеприводного авто расположена продольно, то крепежные точки выполняются под полом кузова.
- Крепление трапеций передней подвески или рычагов. В случае наличия крепежных узлов на поперечине или раме под мотором, то первоочередное внимание оказывается крепежу на подмоторной раме.
- Крепеж рейки механизма руля. Корпус реечного механизма может крепиться к поперечине, являющейся одновременной опорой для крепежа подвески. Такое положение наиболее характерно для продольно расположенных двигателей в моторном отсеке у автомобилей с задним приводом. У авто с передним приводом и поперечным размещением двигателя реечный механизм прикреплен к стенке кузовного моторного отсека.
- Контроль на уровне креплений осуществляют в том случае, если к механическим узлам, которые установлены, есть открытый доступ.
- Необходимую информацию об остовой центровке кузова можно получить у направляющих отверстий под лонжеронами кузовного пола. В процессе ремонта детали оснастки гарантируют точное местонахождение лонжеронов.
- Края порогов. Оснастка контроля заключается в облегчении выставления порогов при восстановлении кузова.
- Точки, в которых крепится задняя подвеска. Если опорой для основных элементов подвески является поперечина, то она зачастую крепится под центральной кузовной частью. Контроль крепежных точек поперечины осуществляют при помощи опорных стендовых деталей.
- На задних лонжеронах располагаются направляющие отверстия, которые информируют о центровке заднего блока относительного переднего и кабины, располагаются вне мест крепежа механических узлов.
- На закраине задней кузовной части выполняется крепление заднего бампера. Контроль этого места не носит важного технического характера. Это больше относится к эстетике внешнего вида автомобиля.
Подготовленный к стендовой установке автомобильный
кузов со снятыми в разной степени узлами механики, приподнимают на подъемной
платформе или с помощью тали.
Оснащенный стенд на колесах подводят под кузов, в
противном случае подъемную платформу перемещают
вместе с автомобильным кузовом. Далее кузов опускается на опоры.
Для начала производят совмещение той части кузова,
которая противоположна удару. Задняя часть кузова устанавливается на опоры
тогда, когда удар пришелся на переднюю часть, в альтернативном случае все в
точности до наоборот.
Если деформация затронула и заднюю, и переднюю
часть транспортного средства, то на опоры устанавливается центральная часть
пола, кабина, для восстановления кузовной линейности.
Домкрат применяется только после того, как кузов
зафиксирован в тисочных зажимах за порожные края. Если кузов не оснащен
порогами, то их заменяют специальными опорами и используют нормализованные
зажимы.