То, что настроение водителя существенно зависит от температуры в салоне его автомобиля, вполне очевидно. Неочевидно другое: почему в автомобилях марок, которые относят обычно к верхнему сегменту рынка, практическим стандартом стал климат контроль, а не просто кондиционер? Неужели, это так важно?
Рассмотрим характеристику современной системы такого класса на примере автомобиля audi.
Состав и назначение
Любая автомобильная система климат контроля, и Ауди в этом смысле не исключение, предназначена для автоматического поддержания постоянной температуры воздуха в салоне. Для этого она автоматически обеспечивает подогрев или охлаждение этого воздуха, удерживая его в заданном режиме. Но разве это так сложно? Нет, просто сделать это нужно так, чтобы не израсходовать на цели контроля комфортности условий в салоне слишком много мощности двигателя. Ведь это экономичность, один их главных показателей для любого автомобиля. Вот и получается, что без очень эффективной электроники задачу эту не решить.
Структурно климат контроль автомобиля audi 100 A6 обеспечивают следующие функционально-конструктивные блоки: головное устройство управления, программатор и блок управления воздушным вентилятором.
Уже один перечень элементов этой системы скажет вам о многом. Итак:
- Датчик измерения температуры циркулирующего воздуха, установленный на испарителе.
- Циклический выключатель температуры охлаждающей жидкости, размещенный в шланге питания системы.
- В головке цилиндров двигателя размещен сигнализатор перегрева охлаждающей жидкости.
- На конденсаторе установлен выключатель высокого давления.
- Сигнализатор низкого давления размещен в трубе выхода испарителя.
- Ограничитель хладагента, циркулирующего в цикле между испарителем и конденсатором.
- Термовыключатель, установленный на компрессоре.
- Предохранитель перегрева воздуха установлен на шланге компрессора.
- Соленоид вакуум-заслонки ограничения рециркуляции воздуха и его приводное реле, конструктивно объединенные в одном блоке.
- Устройство управления распределением потоков воздуха по салону, в нижнюю его часть, на стекла, в том числе ветровое и заднего вида.
- Выключатель вентилятора.
- Панель управления.
- Вакуумные камеры с вакуумными соленоидами.
- Заслонки в системе распределения воздуха.
Как работает система?
Внутри салона жарко
Открывается заслонка рециркуляции воздуха, а заслонка наружного воздуха почти закрывается. Почти – это на 85% сечения. То есть будет обеспечена рециркуляция, но также и подпитка свежим воздухом. После того, как внутренний воздух остынет, внешняя заслонка начнет открываться, заслонка рециркуляции – закрываться. Система обеспечит динамическое равновесие, причем, что важно, в коридоре наилучшей экономичности.
Внутри салона холодно
Заслонка рециркуляции закрывается и в систему начинает поступать внешний воздух. Клапан отопителя открывается и пускает воздух из атмосферы именно через отопитель. Система управления потоками воздуха направит воздух на ноги. А когда температура воздуха приблизится к 40 градусам Цельсия, скорость вращения вентилятора возрастет. Но затем, по мере роста температуры в салоне, замедлится. Опять же, как и в случае с кондиционированием, все параметры расходов и температур по всем средам будут удерживаться системой в коридоре оптимальности.
Режимы:
Экономичный (Econ)
Муфта компрессора отключена, уменьшена нагрузка на двигатель. Режим для умеренной погоды.
Медленный, слабый (Lo)
Вентилятор работает с фиксированной низкой скоростью, обеспечивается автоматическая регулировка температуры воздуха и его распределение по салону.
Автоматический (Auto)
Система управляет скоростью двигателя вентилятора, а следовательно и расходом охлажденного воздуха. Скорость двигателя и температура регулируются таким образом, чтобы обеспечить оптимальные характеристики процесса тепломассообмена. Регулируются и потоки воздуха по салону в зависимости от сезона и состояния атмосферного воздуха.
Сильный (Hi)
В основном это повторение автоматического режима, но вентилятор работает с фиксированной высокой скоростью. Соответственно, это обеспечивает максимально быстрое нагревание или охлаждение салона.
В этом же режиме можно обеспечить размораживание ветрового стекла или окна заднего вида. Поток воздуха направляется в этих случаях на запотевшие или замерзшие стекла, обеспечивая их эффективное и быстрое приведение в нормальное состояние.
Теперь, наверное, вы скажете, что если климат контролю автомобиля audi 100 A6 чего-то и не хватает, то это простоты. Впрочем, это кажущееся следствие первого знакомства. Как только начнете пользоваться – привыкнете.