С каждым поколением автомобилей усложняется и система SRS. Добавляются новые
элементы, функции, датчики, сканеры, совершенствуется электронная начинка. Многое
зависит от цены машины, года выпуска, производителя. Поэтому рассмотрим эксплуатацию
и обслуживание среднестатистической электронной системы SRS на типичном автомобиле 5-10 летней
давности. Это электронная начинка с процессором, система датчиков, передние
подушки безопасности и преднатяжители ремней.
Полезна ли система SRS?
Supplemental Restraint System заметно улучшает безопасность
людей. Однако она не снабжена искусственным интеллектом, просчитывающим все
реальные опасности. SRS настроена на срабатывание только в рамках жёстко заданных параметров. То есть,
если запрограммировано привести в действие подушки безопасности при ударе с
определённым усилием, значит они сработают. И не важно, какая причина удара:
реальное столкновение или авто просто въехал на скорости в глубокую яму. Отсюда
хрестоматийные ситуации, когда элементы пассивной безопасности ложно срабатывают
в неподходящей ситуации (при движении). Или наоборот - не срабатывают при столкновении, если сила удара меньше запрограммированной.
Полезность системы напрямую зависит от разработчиков, тестеров, программистов, от того, насколько
качественна механическая и электрическая начинка, где и какие датчики
установлены, какие параметры заложены в память. Но в целом электронные системы SRS «виновны»
в спасении сотен тысяч жизней ежегодно.
Эксплуатация системы SRS
Каких-то особых действий система не требует. Это тонко
настроенный блок, куда вообще лучше не соваться. Ремонт, ТО, проверку должны
выполнять подготовленные специалисты. Эксплуатация сводится к слежению за
показанием индикатора, своевременному обращению на станции ТО, невмешательством
не только в электронику SRS,
но и в элементы пассивной безопасности.
Электронная система SRS умеет сама себя диагностировать. Все действия выводятся на
центральную панель, где установлен соответствующий световой индикатор, сигнальная
лампа или на экран бортового компьютера. Обычно обозначение выглядит в виде аббревиатуры
«SRS» или специальным изображением (силуэт сидящего человека, перетянутого ремнём безопасности и большим кругом перед ним). Самодиагностика происходит
каждый раз, когда заводится авто. Система безопасности проверяет сама себя и
сигналом этой лампы извещает, в каком состоянии находится. Когда ключ зажигания
повернут в положение «On» или «Start», сигнальная лампа предупреждения «SRS» загорается на несколько
секунд, а затем гаснет. Это означает, что электроника системы в порядке,
показывает исправность подушек безопасности водителя и пассажира, а также
исправность системы преднатяжителя ремней безопасности.
Однако если световой или электронный индикатор не
срабатывает вообще при включении зажигания или постоянно горит во время
движения, значит нарушена работа системы безопасности. Необходимо немедленно
проверить её в официальном дилерском центре.
SRS и
преднатяжители ремней
Одной из функций системы является активация механизмов
преднатяжителей ремней безопасности. На серийный авто они устанавливаются не
так давно. Поэтому не все знают особенности их эксплуатации. Данный механизм активизируется
всякий раз, когда имеет место сильный удар в переднюю часть машины, вне
зависимости от того, пристёгнуты ремни или нет. Однако в определенных передних
столкновениях преднатяжители могут не
активизироваться, несмотря на то, что автомобиль может быть очень сильно
поврежден. Такая не активизация вовсе не означает, что что-то не так с системой.
Скорее сила удара оказалась ниже пороговой, при которой должен срабатывать
механизм преднатяжителя или удар пришёлся вне зоны действия датчиков.
После того, как активизировался механизм преднатяжителя
ремней, некоторые его компоненты могут нагреться, поэтому будьте осторожны и не
прикасайтесь к ним. Система преднатяжителя ремней на многих моделях рассчитана
на одноразовую активизацию. Поэтому, если она активизировалась однажды, больше
она уже не сработает. Они должны быть безотлагательно заменены новыми и вся
система преднятяжителя должна быть проинспектирована официальным дилером. Если
имело место переднее столкновение, но механизм преднатяжителя не сработал, всё
равно проверьте работоспособность системы и при необходимости замените её.
Обслуживание
-
Полностью систему SRS, включая электронику, подушки и механизм преднатяжителя ремней, тестируют в сертифицированной мастерской после 10 лет службы автомобиля. Любой ремонт, производимый с компонентами SRS или возле них, должен производиться исключительно официальным дилером. Не позволяйте никому больше производить обслуживание, тестирование, ремонт компонентов или проводки. Неправильные манипуляции над компонентами системы или проводкой могут стать результатом непроизвольного выброса подушек безопасности или привести к неисправности SRS, что в случае столкновения может иметь тяжелые последствия.
-
Не модифицируйте руль, натяжители ремней безопасности, другие компоненты. Например, изменение руля, модификации переднего бампера или конструкции кузова могут отрицательно сказаться на эффективности SRS и привести к опасным ситуациям.
-
Если автомобиль получал какие-либо повреждения передней части кузова, следует обратиться к ремонтникам, чтобы убедиться, что система находится в нормальном рабочем состоянии.
-
Если вы передаёте управление вашим автомобилем другому лицу, необходимо предупредить человека о том, что машина оборудована SRS. Желательно ознакомить его с соответствующей секцией из руководства по эксплуатации.
-
Если вы собираетесь отдать автомобиль на утилизацию, рекомендуется предварительно изъять систему SRS и её компоненты из автомобиля. Опять же, безопасно это сделают в сертифицированной мастерской.