Одна из самых распространенных ошибок автомобилистов – непонимание разницы между КАСКО и ОСАГО. Хотя оба вида страхования относятся к транспортным средствам, они обеспечивают совершенно разное покрытие в случае аварии. В рамках этой статьи мы простым языком расскажем вам обо всех нюансах страхования ОСАГО и КАСКО.
Что такое ОСАГО?
Страховку ОСАГО часто называют просто «автогражданка». Эта аббревиатура — редкий пример сленгового выражения на законодательном уровне: «автомобильная гражданско-правовая ответственность» (АГО) в коммерческой литературе ни разу не встречалась. Тем не менее, именно эта формулировка позволяет более точно понять природу этого страхования:
ОС - обязательное страхование. Обязанность обеспечивается на законодательном уровне: управление транспортным средством без действующего полиса ОСАГО запрещено.
АГ - гражданский. Говоря простым языком, данная страховка распространяется на граждан, которые управляют автомобилем (имеется в виду транспорт любого класса).
О, ответственность. Одна из важнейших составляющих этой аббревиатуры: страхуется не здоровье автомобиля или водителя, а его ответственность перед третьими лицами. Именно это отличает ОСАГО от любого другого вида страхования.
Покрытие ОСАГО
Покрытие OCTA одинаково для всех участников дорожного движения. Максимальная сумма платежа (также известная как лимит платежа) составляет 400 000 рублей при причинении вреда имуществу другого лица и 500 000 рублей при причинении вреда здоровью третьего лица.
Обратите внимание, что лимит выплаты по каждому страховому случаю устанавливается индивидуально, то есть страховая сумма не уменьшится после очередной выплаты. За дополнительную плату можно увеличить лимит, купив полис ДСАГО (ДС - Добровольное страхование), так как покрытие составляет 400 000 руб. Обычно недостаточно для полного восстановления иномарки на пострадавшей стороне.
Сколько стоит полис ОСАГО?
Как было сказано ранее, ОСАГО – это обязательное страхование, требования которого регламентированы на законодательном уровне. Это касается не только утверждения лимитов выплат по страховым случаям, но и тарифов. Когда-то стоимость полиса ОСАГО была жестко фиксирована для страховой компании, т.е. полис можно было оформить и купить за ту же сумму в любой страховой компании. У страховщиков теперь больше возможностей, потому что они могут устанавливать свои собственные базовые ставки в пределах определенного ценового диапазона (это также известно как «тарифный коридор»).
При этом существует множество факторов, влияющих на цену страховки для индивидуальных автовладельцев:
- Тип ТС. Например, мотоциклы и грузовики имеют свои тарифные коридоры.
- Регион страхования (попросту говоря, это регион, где зарегистрирован владелец автомобиля). В разных регионах России существуют разные уровни аварийности, которые связаны с количеством ДТП и количеством автомобилей на дороге. Вот почему, например, Москва — один из самых высоких мультипликаторов для территории.
- Соотношение возраста и стажа застрахованного и всех водителей, включенных в полис. Авторы этого поправочного коэффициента утверждают, что чем старше и опытнее водитель, тем меньше вероятность того, что он станет виновником аварии. Это означает, что эти водители должны платить за страховку меньше, чем водители-новички.
- История водительских страховок (официальная - бонусная - вредоносная система). По сути, это наказание (злостность) или поощрение (вознаграждение) за то, как часто водители обращаются в страховые компании за выплатами по ОСАГО. Обратите внимание, речь идет об обращениях в страховые компании, а не о суммах ДТП: водители часто экономят на будущих полисах ОСАГО, если сумма ущерба невелика. Для этого они не сообщают о происшествии в страховую компанию, а просто оплачивают ремонт пострадавшему из своего кармана.