Характерной особенностью автомобильного стекла является его прочность, которая позволяет выдерживать определенное давление. Одним из видов автостекла является сталинит.
Обзорная
информация
Корни истории
изобретения закаленного стекла сталинит начинаются в одной из старейшей
французской компании SSG. Благодаря прагматизму автопроизводителей и
многолетнему опыту была успешно протестирована технология закаленного стекла и
начато его производство. Суть полученной технологии состоит в том, что
разогретое стекло размягчается при температуре + 600°С -720 °С в зависимости от
его толщины и структурных особенностей, а затем довольно резко охлаждается в воздушном
потоке до плюс 300-450 °С.Во время охлаждения верхние слои стекла остывают в
первую очередь. При остывании появляется
характер сжатия. Напряжением сжатия обеспечивается
механическая прочность, термостойкость и безопасность закаленного стекла в
случае повреждения, а если стекло разбивается, то образуется множество мелких гранулированных
фрагментов, которые не представляют опасности для водителя и пассажиров. Сталинит
отличается своей эластичностью, как стальная пружина. Оно может
сжиматься, а затем выпрямляться. Такое стекло, если
упадет на пол, только зазвенит, но структура его не нарушится.
Автопроизводители используют стекло сталинит
для установки боковых и задних стекол в транспортных средствах. Автостекла из
сталинита маркируются английским словом «Tempered», что означает «закаленное
стекло» или буквой «T».
Изготовление
сталинита
Производство закаленного стекла сталинит
представляет собой сложный и многоуровневый процесс. В случае нарушения
технологии производства такого стекла во время его повреждения происходит его
разрушение на множество мелких острых кусочков, в результате чего пассажиры и
водитель могут быть травмированы. Во время закалки стекла происходит перепад
температур, благодаря которым появляются зоны концентрации механических
напряжений в автомобильном стекле, что может привести к разрушению сталинита,
даже при незначительном ударе.
Учитывая эти и ряд других факторов,
производство сталинита никогда не должно проходит в кустарных мастерских во
избежание непредвиденных последствий.
Для определения насколько стекло закалено, следует просмотреть стекло в проходящем свете через пару скрещенных
поляризаторов. Если закалка прошла успешно, то по стеклу будут видны разводы,
которые похожи на радужные круги от бензина воде.
Сталинит с шелкографией
При изготовлении сталинита может применяться
шелкография, характерной особенностью которой является нанесение мелкого
рисунка на закаленное стекло. С помощью шелкотрафаретной печати проводится
художественное оформление стекла. Главная цель такого способа оформления
сталинита является его затемнение, во время которого изображение переносится с
помощью специальной сетки, смоченной в краске.
Использование декоративно-художественного
затемнения в виде картины применяется при изготовлении стекол из сталинита.
Этот вид шелкографии называется художественной шелкографией.
Минусы
сталинита
Закаленное стекло
сталинит должно быть нарезано по размеру и прижато к форме перед ужесточением и
не может подлежать переработке. Полировка краев или сверление отверстий в
стекле проводят до начала процесса ужесточения. Из-за
сбалансированного напряжения в стекле, его повреждение, в конечном счете, приводит
к фрагментации стекла в миниатюрные кусочки. Стекло
является наиболее восприимчивым к поломке вследствие повреждения края стекла,
где растягивающее напряжение является наибольшим, но разрушение может произойти
в случае воздействия ударных нагрузок и в середине стекла. Использование
закаленного стекла может представлять угрозу безопасности в некоторых ситуациях
из-за тенденции к разрушению стекла полностью во время сильного удара.